Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Сотворение мира

        Не было моря, земли и над всем распростертого неба, —
        Лик был природы един на всей широте мирозданья, —
        Хаосом звали его...
        Там, где суша была, пребывали и море и воздух.
        И ни на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать.
        Воздух был света лишен, и форм ничего не хранило.
        Все еще было в борьбе, затем что в массе единой
        Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью сухость,
        Битву с весомым вело невесомое, твердое с мягким.

Овидий. Метаморфозы
(Перевод С. Шервинского)

Как был сотворен мир? Что было источником жизни на Земле? Как появились боги и люди? Эти и многие другие вопросы задавал себе человек уже в глубокой древности. Мир представлялся ему беспорядочным нагромождением, лишенным соразмерности, гармонии и красоты. Ничего, кроме ужаса и страха, он не внушал людям.

Если бы мы заглянули в словарь, то убедились бы в том, что слово «хаос» имеет греческое происхождение и переводится как «зияние», «бездна», «беспорядок». Мы и сейчас употребляем его, когда хотим подчеркнуть неразбериху и беспорядок. Как видим, первоначальное значение слова вполне соответствовало представлениям древних греков о происхождении мира.

Позднее возникший из Хаоса мир греки стали называть Космосом, что, наоборот, означало «порядок», «мир», «красота». Действительно, Космос — это упорядоченный, совершенный и гармоничный мир. Он состоит из Земли, Неба и подземного царства. На Небе обитают боги, на Земле — обычные люди, а подземный мир населен духами умерших. Из Хаоса возникли и первые божества: Гея (Земля), Нйкта (Ночь), Эрёб (Мрак), Тар-тар (Бездна) и Эрос (Любовь). Позднее из Земли родились Уран (Небо) и Понт (Море). Это были природные стихии, которые определяли жизнь людей на земле.

Вот как об этом писал древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония»:

        Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом
        Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
        Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
        И, между вечными всеми богами прекраснейший — Эрос.
        Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных
        Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
        Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса...
              Гея же прежде всего родила себе равное ширью
        Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду
        И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных...
        Также еще родила... шумное море бесплодное, Понт.

(Перевод В. В. Вересаева)

Итак, именно Хаос воспринимался как источник жизни, а Земля (Гея) была матерью, колыбелью мира. Вам, конечно, известны слова, имеющие этот корень: география, геометрия, геология, геодезия, геофизика, геополитика... Все они имеют отношение к Гее — богине Земли, которая, согласно мифам, произвела на свет богов, титанов и людей.

Среди многочисленных детей Геи было немало чудовищ, многие из которых походили на змей и драконов, выползающих из земных недр. От Урана у Геи родились сторукие великаны и одноглазые циклопы, от Тартара — огромное чудовище Тифон (от греч. «смерч», отсюда слово «тайфун» — дующий с моря ураганный ветер) и Ехйдна — чудовище в виде полуженщины и полу-змеи, ставшее воплощением двойственности характера.

Порождением Тифона и Ехидны были злой пес Кёрбер (у римлян — Цербер, собака с тремя головами), Химера (чудовище с головой и шеей львицы, туловищем дикой козы и хвостом дракона), а также Сфинкс — странное существо с женской головой, львиным телом и птичьими крыльями. Именно Сфинкс задавал людям загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех»? Всем, кто не мог отгадать ее, грозила смерть.

Двенадцать детей Геи и Урана получили название титанов. Старшим среди них был Океан, олицетворявший бескрайние воды, омывающие со всех сторон Землю. Младшим — Кронос (у римлян Сатурн), который оказался наиболее смелым среди своих братьев. Было у титанов еще шесть сестер, которых называли титанидами. Самыми известными среди них были Мнемозйна — богиня памяти, Фемида — богиня правосудия.

Невзлюбил Уран своих чудовищных детей. Одних он стал повергать в недра Земли, в Тартар (отсюда фразеологическое выражение «провалиться в тартарары»), а других... пожирать. Застонала Мать-Земля Гея от такого горя. На помощь матери пришел младший сын Кронос, однажды поразивший железным серпом спящего отца. Лишился Уран сил и был повергнут в Тартар. Все его дети вскоре были освобождены, а Кроносу было предложено стать властелином мира. Он и положил начало новому племени богов, стал править на земле и на небесах. Но коварный и дерзкий Кронос понимал, что собственные дети могут отомстить отцу и лишить его верховной власти, вот почему он стал проглатывать их, как только они появлялись на свет.

В картине испанского художника Франсиско Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей» запечатлен один из самых страшных и чудовищных сюжетов античной мифологии. С жадностью хищника Сатурн уничтожает то, что создано им же самим, — пожирает одного из сыновей.

Ф. Гойя. Сатурн, пожирающий своих детей. 1820 г. Прадо, Мадрид

Мрачный колорит картины (первоначально это была фреска, перенесенная художником на холст), созданный сочетанием черного, белого и коричневато-зеленоватых тонов, передает слепую жестокость и бессмысленность происходящего. Для престарелого, почти ослепшего художника Гойи, поселившегося вдали от людской суеты, эта картина стала воплощением горестных наблюдений над несовершенством мира.

Благодаря хитрости матери, сумевшей подсунуть мужу вместо ребенка спеленутый камень, удалось спастись одному из сыновей — Зевсу. Младенец был отдан на воспитание лесным божествам на остров Крит. Французский художник Никола Пуссен (1594—1665) запечатлел этот сюжет в картине «Детство Юпитера». Персонажи картины свободно располагаются среди живописных деревьев и скал. Одна из нимф легким движением, напоминающим танец, собирает мед из древесного дупла. Согласно легенде, младенец Зевс был вскормлен козой Амалфёей. После смерти своей кормилицы Зевс в знак признательности вознес ее на небо, превратив в созвездие Возничего. Шкуру козы он превратил в щит (эгиду) — знак высшей божественной власти, а рог Амалфеи — в рог изобилия, обладавший волшебным свойством давать все, что пожелает его обладатель.

Н. Пуссен. Детство Юпитера. 1637 г. Картинная галерея колледжа, Далич

Возмужав, Зевс силой заставил отца вернуть на землю своих братьев и сестер. Начиналась славная эра богов, которым еще предстояло победить в отчаянной схватке титанов...

Вопросы и задания

  1. Какими были представления древних греков о происхождении мира? Что об этом рассказывает античная мифология? Какой смысл в них имели понятия Хаос и Космос?
  2. Какую роль в античной мифологии играла Земля (Гея)? Что вам известно о детях Геи и Урана?
  3. Как удалось сохранить жизнь Зевсу? Что мы узнаем о его детстве из картины французского художника Н. Пуссена?

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с мифом о происхождении мира. Какую роль в нем играли Гея и Уран? Что вам известно о появлении титанов — богов первого поколения (Океане, Кроносе, Фемиде)?
  2. Сатурн (Кронос) — отец верховного греческого бога Зевса (в римской мифологии Юпитера). Как Зевс лишил власти отца и стал во главе бо-гов-олимпийцев?
  3. Рассмотрите картину художника И. К. Айвазовского «Хаос (Сотворение мира)». Как в ней передан античный миф о сотворении мира? Опишите эту картину.

И. К. Айвазовский. Хаос (Сотворение мира). 1841 г. Музей армянской культуры, Венеция

  1. Подумайте, какое значение и почему имеют в нашем языке такие слова и словосочетания, как ехидна, цербер, химера, сфинкс, провалиться в тартарары, рог изобилия, находиться под эгидой.
  2. Посмотрите на бронзовую скульптуру, запечатлевшую Химеру. Согласно античной легенде, это устрашающее чудовище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, извергавшее языки пламени и сеявшее страх, было умерщвлено греческим героем из города Коринфа Беллеро-фбнтом. С помощью крылатого коня Пегаса ему удалось сразить Химеру, насадив на кончик копья кусок свинца, который расплавился под жаром огня разъяренного чудовища. Как удалось древним мастерам передать устрашающий вид чудовища?

Химера. Бронза. IV в. до н. э. Национальный археологический музей, Флоренция

Рейтинг@Mail.ru