Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Афина — богиня мудрости и справедливой войны

        ...Наравне с отцом обладающая силой
        и разумным советом.

Гесиод. Теогония
(Перевод Ф. Зелинского)

Афина (в римской мифологии — Минерва) — одна из главных и наиболее почитаемых богинь греческого Олимпа. Афина — богиня мудрости и справедливой войны, покровительница многих городов и государств, наук, земледелия и ремесел, подарившая людям законы правосудия.

Афина — любимая дочь Зевса. Хорошо известен миф о ее чудесном рождении из головы Зевса.

Сильные головные боли не давали покоя богу-громовержцу, и он попросил Гефеста разрубить ему голову. Как только тот выполнил его просьбу, на свет появилась в полном воинском облачении, в блестящем шлеме, со сверкающим копьем в руках «могучая дочь могучего отца».

Может быть, именно так выглядела Афина, появившаяся на свет из головы своего отца? Высокая, стройная, изображенная во весь рост богиня запечатлена в мраморной скульптуре, выполненной неизвестным мастером около 460—450 гг. до н. э. Ее красивую, слегка наклоненную голову, опирающуюся на копье, окаймленную густыми волнистыми кудрями, венчает великолепный шлем. Лицо богини безукоризненно: выразительный контур глаз с большими ресницами, тонкий прямой нос, строгий овал волевого лица делают ее особенно привлекательной. Длинный хитон, ниспадающий изящными складками, подчеркивает естественность позы, исполненной величавой, сдержанной грации и огромной внутренней энергии. Возможно, это мастерски выполненное произведение принадлежало кому-то из скульпторов школы Праксителя.

Неизвестный автор. Афина, опирающаяся на копье. Рельеф с афинского Акрополя. 460—450 гг. до н. э.

Афина не раз была воспета и прославлена античными поэтами, и прежде всего Гомером:

        Славную петь начинаю богиню, Палладу — Афину,
        С хитро искусным умом, светлоокую, с сердцем немягким,
        Деву достойную, градов защитницу, полную мощи
        Тритогенею, родил ее сам многомудрый Кронион.
        Из головы он священной родил ее, в полных доспехах,
        Золотом ярко сверкавших. При виде ее изумленье
        Всех охватило бессмертных. Пред Зевсом эгидодержавным
        Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
        Острым копьем потрясая. Под тяжким прыжком Светлоокой
        Заколебался великий Олимп, застонали ужасно
        Окрест лежащие земли, широко дрогнуло море
        И закипело волнами багровыми; хлынули волны
        На берега.

Гомер. Гимн Афине
(Перевод В. В. Вересаева)

Поэтический гимн Гомера нашел отражение в скульптурной композиции Фидия в восточном фронтоне афинского Акрополя. Все олимпийские боги присутствуют при ее необычном появлении на свет. В композиции мастерски запечатлено лишь одно мгновение — уход ночи (богиня опускается на усталом коне в воды океана) и приход зари, рождение светлого дня (бог Гелиос выезжает из океана на колеснице). Величественно и спокойно вздымают свои головы лошади бога Солнца.

        Задержал Гиперионов сын лучезарный
        Надолго быстрых коней, и стоял он, доколе доспехов
        Богоподобных своих не сложила с бессмертного тела
        Дева Паллада — Афина.

Гомер. Гимн Афине
(Перевод В. В. Вересаева)

Так, в скульптурной композиции образно передан круговорот суток (смена дня и ночи), включивший в себя чудо рождения Афины. Здесь же мы видим, как быстро разнеслась по свету эта удивительная новость. Вестница Зевса, богиня радуги Ирида, в бурном порыве устремилась вперед, складки ее одежды трепещут на ветру, далеко назад откинуты крылья. Оказывается, и в камне можно выразить радость переполняющих ее чувств. А другие богини? Как восприняли они эту весть? Одна в радостном приветствии подняла руку и тут же в изумлении отшатнулась назад. Другая чуть наклонилась вперед, как бы внимательно прислушиваясь к вести Ириды.

К сожалению, многое сегодня утрачено в этой скульптурной композиции, но и то, что сохранилось, изумительно по своей естественной простоте и красоте форм. Выставленная в центре громадного зала Британского музея в Лондоне, она позволяет оценить высокое мастерство древних скульпторов.

Кто сегодня не знает о знаменитом афинском Акрополе, удивительном памятнике греческой архитектуры! Именно с ним связаны наиболее удачные воплощения образа богини Афины. Покровительствующая греческому народу, она была удостоена чести быть изваянной на главной площади Акрополя знаменитым скульптором Фидием.

Афина Промахос (Воительница) до сих пор считается лучшей скульптурой, передающей ее облик. Увы, время не сохранило нам этого удивительного памятника, но мы все же знаем о нем немало интересного из воспоминаний древнейших историков и поэтов. Всякого, кто ступал на Акрополь, встречала шестнадцатиметровая бронзовая статуя богини в полном воинском снаряжении. Согласно преданию, блеск золоченого копья, которое она держала в руках, был издалека виден мореплавателям. Богиня как будто окидывала взором горизонт, охраняя владения подвластного ей города.

Афина Промахос. Статуэтка с афинского Акрополя. Бронза. Ок. 500 г. до н. э. Национальный музей, Афины

Голову Афины украшал высокий шлем со сфинксом и грифонами, на плечах щит с головой горгоны Медузы в центре. У ног сидела сова — символ мудрости, а слева — змея — олицетворение древнейшего земледельческого божества Аттики. Лицо Афины поражало мудростью и торжественным спокойствием. Всем своим видом Афина напоминала о божественном покровительстве городу и народу.

Давайте мысленно войдем внутрь Парфенона — главного храма Акрополя, считавшегося ее священной обителью. У входа в храм совершались поклонения в честь Афины, к ногам богини приносили богатые дары и жертвоприношения.

На высоком постаменте во весь рост стояла статуя Фидия — Афина Парфенос, выполненная из слоновой кости и более тысячи килограммов золота. Одной рукой она опиралась на щит с изображением битвы греков с амазонками, а в другой руке держала статую богини Победы Ники. Ее шлем украшал сфинкс — символ божественного разума, над забралом — восемь коней, несущихся во весь опор, — символ быстроты мысли, по бокам — два грифона. Волосы Афины ниспадали золотыми прядями на плечи. Согласно легенде, на щите, среди сражающихся, Фидий поместил изображение своего современника, выдающегося общественного деятеля Перикла, а также свой автопортрет. К сожалению, и эта статуя утрачена для потомков...

Фидий. Афина Парфенос. Королевский музей, Онтарио

Культ Афины Паллады (защитницы крепостей и городов) и Афины Промахос (воительницы) получил широкое распространение по всей Греции. Как богиня войны она признает только справедливые и благоразумные действия, согласно правилам военного искусства. Именно этим она отличается от бога войны Арёса (Марса), который любит ужасы и смятение войн, способствует кровопролитным и разрушительным действиям. Между ними никогда не было взаимопонимания и согласия. Так, Афина, покровительствующая грекам в Троянской войне, искусно направила против Ареса копье Диомеда.

В Аттике Афина — главное божество страны и покровительница столицы греков. Этой чести она удостоена потому, что ей удалось победить самого Посейдона. Долго не могли решить, кого выбрать покровителем города — Афину или Посейдона. Эта нерешительность и послужила причиной спора между ними. Богам было предложено изобрести самый полезный для людей предмет. Посейдон ударил о землю трезубцем — появился источник морской воды, затем он сотворил коня. Афина же превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара ее копья появилось оливковое дерево, сплошь усыпанное плодами. Своими действиями она как бы предрекла греческому народу занятия земледелием и развитие ремесел. Было решено голосовать. Мужчины отдали предпочтение Посейдону, но так как при голосовании было на одну женщину больше, то город и был посвящен Афине. Этот спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой нашел свое художественное воплощение в скульптурной группе западного фронтона Парфенона.

Д. Ломбарди. Спор Афины с Посейдоном. Мрамор. XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Жестоко карала Афина всех, кто не признавал ее культа или осмеливался вступать с нею в спор? Себе она требует священной почтительности и уважения. Велик был ее гнев на Арахну.

Гордясь своим мастерством искусной вышивальщицы и ткачихи, Арахна осмелилась вызвать на состязание богиню Афину. Вызов был принят, хотя прежде Афина явилась в образе старухи к Арахне и предупредила ее о необходимом смирении перед богами. Арахна не вняла этому совету, за что и была жестоко наказана. Даже умереть ей не позволила Афина, обратив в паука, неустанно ткущего пряжу.

        ...Сжалясь, ее извлекла из веревки Паллада,
        Молвив: «Живи! Но и впредь — виси, негодяйка! Возмездье
        То же падет, — чтобы ты беспокоилась и о грядущем, —
        И на потомство твое, на внуков твоих отдаленных...»
        И, удаляясь, ее окропила Гекатиных зелий
        Соком, и в тот же миг, обрызганы снадобьем страшным,
        Волосы слезли ее, исчезли ноздри и уши,
        Стала мала голова, и сделалось крохотным тело.
        Нет уже ног, — по бокам топорщатся тонкие ножки;
        Все остальное — живот. Из него тем не менее тянет
        Нитку Арахна — паук продолжает плести паутину.

Овидий. Метаморфозы
(Перевод С. Шервинского)

В картине итальянского художника Якопо Тинторетто «Афина и Арахна» показано превращение Арах-ны в паука. В сложной паутине балок, ремней, нитей, пряжи, словно опутывающих Арахну, во внимательном, почти гипнотическом взгляде богини Афины как бы сгустилось тревожное предчувствие трагической развязки легенды. Ярко-красное царственное одеяние Афины с богатыми украшениями явно контрастирует с простой крестьянской одеждой Арахны. Мрачный фон картины усиливает неумолимо приближающуюся драматическую развязку.

Я. Тинторетто. Афина и Арахна. 1540-е гг. Галерея Академии, Венеция

А испанский художник Диего Веласкес использовал этот сюжет в одной из последних картин «Пряхи», где показал труд ткачих в королевской ковровой мастерской. В глубине ярко освещенной комнаты нарядные дамы рассматривают готовый гобелен, изображающий миф о победе Афины над Арахной в искусстве ковроткачества. В одном полотне художник соединил миф и реальность жизни.

Д. Веласкес. Пряхи. 1657 г. Прадо, Мадрид

Много и добрых дел на счету Афины. Не всех губит она, к некоторым относится более чем благосклонно. Она покровительствует гончарам и рукодельницам, помогает строить корабль аргонавтам, Прометею — украсть огонь из кузницы Гефеста. Она сама создает прекрасные произведения искусства. Для мужественного героя Ясона она выткала необыкновенный плащ, не раз спасавший его от гибели. Одного ее прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным. Гомер описывает, как Афина наделила Одиссея кудрявыми волосами, высокой фигурой, облекла силой и мужественностью. Она сделала Пенелопу особенно привлекательной, подарив ей удивительную красоту накануне встречи с супругом.

Мудрость и разумность Афины безграничны. Она мудра не только в делах государственных. Ей часто приходится разрешать споры в состязаниях простых людей и богов. В музыкальном споре Аполлона и силена Марсия Афина сыграла немалую роль.

Из произведений искусства на этот сюжет особой известностью пользуется скульптурная группа Мирона «Афина» и «Марсий». Пожалуй, это первое произведение в мировом искусстве, передавшее особый драматический конфликт, столкновение двух противоположных начал.

Афине принадлежало изобретение музыкального инструмента — флейты. И вот однажды, увидев, как некрасиво раздуваются ее щеки во время игры, она бросила ее на землю. Любопытный и плененный игрой силен Марсий подобрал флейту и выучился исполнять на ней мелодии, чем вызвал гнев богини.

Мирон. Афина. Ок. 450 г. до н. э. Городская галерея, Франкфурт-на-Майне

 

Мирон. Марсий. Музеи Ватикана, Рим

В скульптуре Мирона запечатлен тот момент, когда уходящая Афина гневно оборачивается в сторону Марсия, в испуге он отпрянул назад. И в гневе Афина благородна и сдержанна. Несомненно, юная и хрупкая богиня одерживает победу над непокорным Марсием.

Вопросы и задания

  1. Почему Афина была одной из наиболее почитаемых богинь Олимпа? Что мы узнаем о ее чудесном рождении?
  2. Какой изображали Афину античные скульпторы и поэты?
  3. Что представляло собой скульптурное изображение Афины, выполненное Фидием на Акрополе?
  4. За что наказала Афина Арахну? Как об этом рассказывают произведения литературы и живописи?
  5. Как Афина разрешила спор в музыкальном состязании Аполлона и силена Марсия? Какое художественное воплощение нашел этот мифологический сюжет в скульптурной группе Мирона?

Творческая мастерская

  1. Попробуйте объяснить смысл символических атрибутов богини Афины в двух скульптурных портретах Фидия. С какими именно мифами об Афине они могли быть связаны? Как вы думаете, почему атрибутами и спутниками Афины стали олива, змея и сова? Почему в древности Афину называли совоокой богиней и пестровидной змеей?
  2. Объясните значение выражения находиться под эгидой кого-то. Какое отношение оно имеет к мифам, связанным с богиней Афиной? Познакомьтесь самостоятельно с мифом о Медузе Горгоне. Какую роль сыграла в нем Афина?

Караваджо. Медуза Горгона. 1672 г. Галерея Уффици, Флоренция

  1. Как вы могли бы объяснить происхождение имени Афины — Паллада? В древности считалось, что Афина получила его в честь упавшего с неба деревянного идола Палладиона. Воспользуйтесь и другими версиями происхождения этого имени богини.
  2. Познакомьтесь с картиной С. Боттичелли «Афина, усмиряющая кентавра». Кто такие кентавры? Какие мифы с их участием вам известны? Для художников эпохи Возрождения кентавры были олицетворением низменного, вот почему они часто противопоставлялись высшей мудрости, которую являла собой Афина. Как вы думаете, с каким известным мифом об Афине мог быть связан этот сюжет в картине С. Боттичелли? Какой представлена Афина в этом произведении?

С. Боттичелли. Афина, усмиряющая кентавра. 1485 г. Галерея Уффици, Флоренция

  1. Познакомьтесь самостоятельно с мифами об участии Афины в Троянской войне. Известно, что ни одно важное событие, описанное в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, не обходилось без вмешательства Афины. Она — главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой.

Дурис. Афина, разрешающая спор между Аяксом и Одиссеем. Роспись килика. 480 г. до н. э.

  1. Рассмотрите роспись килика греческого вазописца Дуриса «Афина, разрешающая спор между Аяксом и Одиссеем». На вазе изображена сцена голосования между Аяксом и Одиссеем из-за доспехов Ахилла, на котором присутствует Афина. Каковы особенности ее изображения (поза, жесты рук, одежда)? Чем Афина привлекает наше внимание? Как закончился этот спор?

Рейтинг@Mail.ru