Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

3.3. «Дома вечности» богов и фараонов

Египет прошёл свой неповторимый и самобытный путь, обусловленный религиозно-мифологическими представлениями, в особенности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона.

Особенности религии сформировали совершенно уникальный стиль египетской архитектуры. Считалось, что земные жилища человека временны, а потому на них не стоит тратить прочных материалов. В то же время храмы богов и гробницы фараонов роскошно украшались и возводились из камня, так как строились на века.

О смысле бытия жители Древнего Египта высказывались вполне определённо: «Ты живёшь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть была для них продолжением земного существования. Считалось, что душа умершего продолжает жить и имеет те же желания, что и при жизни. А поэтому после его мумификации и захоронения живущие на земле продолжали заботиться о нём, как это делали раньше. Именно это обстоятельство привело к сооружению гробниц и храмов, которые должны были служить «вечными домами» для фараонов — избранников Бога на земле.

Небамон на охоте. Фреска

Восприятие загробной жизни как продолжения земной заставляло обеспечивать умерших всеми необходимыми вещами и атрибутами царской власти. Вот почему гробницы фараонов в буквальном смысле слова были завалены уникальными по красоте вещами (вспомните всемирно известные сокровища гробницы Тутанхамона). А архитектурные сооружения (пирамиды и храмы) превращались в зримое напоминание человеку о великой и незыблемой власти фараона.

Более сорока веков назад на пустынном плоскогорье в Гизе началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина. Вот как рассказывает об этом греческий историк Геродот:

«Хеопс оставил после себя грандиозное произведение: свою пирамиду... Хеопс... приказал всем египтянам работать на него. Одним было приказано перетаскивать к Нилу камни, выломанные в карьерах Арабских гор; другие должны были нагружать их на суда для перевозки через реку и тащить их к Ливийским горам. На стройке постоянно находились сто тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.

Они уже потратили десять лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни, но это ещё было ничто по сравнению со строительством самой Пирамиды... Сама пирамида потребовала 20 лет работы. Она квадратная. Каждая её сторона равна 246,26 м, и такого же размера её высота. Камни отполированы и тщательно пригнаны».

Четыре века спустя после Геродота, в I веке до н. э., пирамиды были причислены к одному из семи чудес света. И сегодня они поражают своим древним величием. Народная поговорка «Всё боится времени, но время боится Пирамид» и сегодня не утратила своего значения. Находясь рядом с ними, нельзя не испытывать трепета и удивления от их подавляющего величия. Обходя пирамиду кругом, человек проделывает путь в один километр, её высота равняется приблизительно высоте 50-этажного дома. До строительства в 1889 году парижской Эйфелевой башни пирамида Хеопса была самым высоким сооружением на земле!

Рамзес II. Рельеф

Самая большая из пирамид — пирамида Хеопса — имела вначале 146 метров высоты, теперь она достигает лишь 137 метров, а на месте её вершины образовалась площадка шириной в 10 метров. Грани пирамиды обращены к четырём сторонам света, вход в гробницу находится на северной стороне, на высоте 16 метров над землёй. Где-то посреди одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный извилистый коридор в саркофаг — «жилище вечности» фараона.

К счастью, время сохранило имя строителя и архитектора пирамиды Хеопса. Это Имхотеп — один из высших сановников фараона. Более того, он известен и как крупнейший учёный Древнего Египта. О нём сложено множество легенд, его труды и книги пристально изучались на протяжении тысячелетий. Он был врачом, астрономом и магом. Ему, смертному, оказывали почести наравне с божествами.

Назначение пирамид двойственно. С одной стороны, они должны были принять и сокрыть в себе тело умершего царя, избавить его от тлена. С другой — вечно прославлять могущество фараона и напоминать о его существовании всем грядущим народам. Всякий, кто приближался к этим рукотворным сооружениям, испытывал ощущение подавленности их мощью, осознавал собственную ничтожность, подобно песчинке на берегу моря.

В непосредственной близости с пирамидой Хеопса стоят гробницы других фараонов, его потомков: сына и внука. Они также сориентированы по частям света и предназначены для усопшего фараона, повторяющего движение бога Солнца по небосводу с востока на запад, перпендикулярно течению Нила. В настоящее время пирамида Хефрена — единственная, сохранившая полированную облицовку. Она ниже пирамиды Хеопса, но так как стоит на более высоком месте, её вершина находится на том же уровне. Меньшая их них — пирамида Микерина едва достигает 66 метров в высоту, она находится в окружении ещё меньших пирамид-спут-ниц, служащих местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.

Не менее тщательно в Египте было продумано строительство заупокойных храмов в честь богов и фараонов. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карна-ке и Луксоре, который был возведён по обеим сторонам Нила, недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетской империи. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий.

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н.э.) является древний храм Амона. Его размеры и сегодня поражают своим грандиозным масштабом. Это самый просторный в мире храм с колоннами. Он состоит из множества обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов. Его украшают обелиски и сфинксы, колоссальные по своим размерам статуи богов и фараонов.

Величественный гипостильный зал (то есть зал, «поддерживаемый колоннами») имел длину 102 м и ширину 53 м. Тридцать четыре колонны 23-метровой высоты гордо и непоколебимо бросают вызов векам. Их верхняя часть (то есть капители) в виде раскрытых цветов лотоса имеют наверху в окружности около 15 метров (там свободно могли бы разместиться 50 человек). Этот «дремучий лес колонн», в котором легко можно затеряться, производит неизгладимое впечатление. Не сохранившиеся ныне потолки были раскрашены в тёмно-синий цвет с жёлтыми звёздами и парящими коршунами. Свет попадал внутрь здания через окна с каменными решётками. Он струился мощными потоками солнечного света, отражаясь на поверхностях капителей колонн. В то же время остальные колонны зала оставались в полумраке, они имели форму нераскрывших-ся бутонов папируса.

Лучшие зодчие, скульпторы и художники работали над его созданием в течение нескольких столетий. Стены одного из помещений, получившего название «Ботанического сада», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы. Два пилона (то есть башни в виде трапеции с высокими обелисками) составляли фасад здания. Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему всё новые и новые помещения, иногда переделывая и старые.

Храм Амона в Луксоре

Не менее великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре (вторая половина XV в. до н. э.), главным украшением которого была колоннада. Он имеет 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в строгий строй гигантских папирусов. Перед фасадом храма стояло два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков ныне украшает площадь Согласия в Париже. Вход в храм оформлен монументальным пилоном, украшенным изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.

Храм Амона в Карнаке

Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь проходили религиозные шествия, во время которых проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых — Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения простирались в толще скалы на сотни метров.

В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатпшепсут. Для строительства храма царица, покровительствующая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить её замысел. Храм состоял из трёх широких террас, поднимающихся одна над другой и соединённых между собой пологими пандусами. Чёткие и строгие линии белой колоннады портиков храма до сих пор ярко выделяются на фоне жёлтых скал.

Храм царицы Хатпшепсут

Дорога восхождения к храму вела с берега Нила через аллею сфинксов и обелисков. Его здание с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, создавало впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходила на глубину 97 метров и имела длину 213 метров. Внутренняя отделка храма поражала богатством и изысканностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из чёрного дерева, золочёные и посеребрённые плиты пола прекрасно сочетались с раскрашенными рельефами на стенах.

Варианты заданий для самостоятельной работы

  1. Расскажите о выдающихся достижениях древнеегипетской цивилизации. Какие из них не утратили своего значения и в наше время?
  2. Какое отражение нашла жизнь человека в произведениях изобразительного искусства? Каковы главные сюжеты рельефов и фресковых росписей? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?
  3. Каков художественный канон произведений изобразительного искусства? Расскажите о признанных шедеврах египетской скульптуры, в которых он нашёл своё воплощение.
  4. В чём проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозно-ми-фологическими представлениями египтян? Какие её элементы вошли в историю мировой архитектуры? Приходилось ли вам наблюдать египетские мотивы в архитектуре поздних эпох?
  5. Расскажите об истории создания и характерных особенностях одного из семи чудес света — пирамидах в Гизе. Почему поговорка «Всё боится времени, но время боится Пирамид» не утратила своего значения и в наши дни?

Рейтинг@Mail.ru