Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

12.1. Понятие о героическом эпосе

Вам, конечно, известно понятие «эпоса» (от греч. — «слово, повествование») — одного из трёх родов литературы, повествующего о различных событиях, происшедших в прошлом. В истории мировой культуры особое место принадлежит героическому эпосу, художественно отразившему представления об историческом прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни.

Из глубины веков приходят к нам сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символом мужества, доблести и благородства. Героический эпос народов мира является порой важнейшим и единственным свидетелем отдалённой эпохи, отразившей глубины народной памяти. Вот почему, знакомясь с художественными традициями народов мира, пытаясь лучше понять настоящее, мы обращаемся именно к героическому эпосу, к седой древности, к детству человечества.

Героический эпос восходит к древнейшим мифам и отражает мифические представления человека о природе и окружающем мире. Не случайно А.М. Горький писал: «Первые победы над природой вызвали в нём (в народе. — Г. Д.) ощущение своей устойчивости, гордости собою, желание новых побед и побудили к созданию героического эпоса».

Как же возник и сложился героический эпос народов мира? Первоначально он сформировался в устной форме, то есть передавался из уст в уста, от одного поколения сказителей к другому. Потом он обрастал новыми сюжетами и образами, характерными и значительными для своего времени. Позднее он был закреплён и в книжной форме и дошёл до нас в виде обширных произведений.

К. Васильев. Вольга и Микула

Героический эпос — это результат коллективного народного творчества, а поэтому нам, как правило, не известны имена его создателей. Но это вовсе не умаляет роли отдельного сказителя или певца. Знаменитые «Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны единственным автором — Гомером.

У французского писателя А. Франса (1844-1924) есть рассказ «Кемейский певец», в котором очень точно воссоздана картина создания эпоса. Давайте послушаем, о чём говорят между собой греческий юноша Мегес и древний старец-сказитель:

« — Нужна немалая память, чтобы удержать в голове столько песен. Но скажи, известна ли тебе правда об Ахиллесе и Одиссее? Ведь чего только не выдумывают об этих героях!

И певец ответил:

— Всё, что мне известно об этих героях, я узнал от отца, которому поведали о них сами Музы, ибо в стародавние времена бессмертные Музы посещали в пещерах и лесах божественных певцов. Я не стану приукрашивать вымыслами древние сказания.

Он говорил так из благоразумия. А между тем он имел обыкновение прибавлять к песням, знакомым ему с детства, стихи из других сказаний или им самим придуманные. Он сочинял чуть ли не целые песни. Но он скрывал, кто их творец, боясь придирок. Герои чаще всего требовали от него древних сказаний, которые, как они думали, он перенял у какого-то божества, и недоверчиво относились к новым песням. Поэтому, скандируя стихи, созданные его талантом, он тщательно скрывал их происхождение. А так как он был отличным поэтом и точно следовал установленным канонам, то стихи его ни в чём не уступали стихам прадедов; они были равны им по форме и по красоте и, едва родившись, заслуживали неувядаемой славы.

Героический эпос народов мира представлен выдающимися памятниками. К древнейшим из них относится шумерский эпос «Сказание о Гильгамеше» (около 1800 г. до н. э.). Это одно из самых поэтичных произведений, рассказывающих об отважном народном герое Гильгамеше, который отправился на поиски мудрости, счастья и бессмертия.

К. Васильев. Рождение Дуная

Не менее интересен индийский народный эпос «Махабхарата», созданный к середине I тысячелетия нашей эры на санскрите — древнейшем индийском литературном языке. Он сложился на основе устных сказаний и легенд и повествует о битве двух родов и их союзников за господство в царстве, расположенном в верхнем течении реки Ганг. Симпатия эпического поэта явно на стороне малочисленного, но благородного рода Панда-вов, сыновей индийских богов. С ними происходят удивительные приключения: жизнь в изгнании в джунглях и в Гималаях, погони, победы в грандиозных сражениях.

В средние века у многих народов Западной Европы сложился героический эпос, отразивший рыцарские идеалы доблести и чести. К наиболее значимым среди них следует отнести «Беовульф» в Англии, «Песнь о нибелунгах» в Германии, «Песнь о моём Сиде» в Испании, «Старшую Эдду» в Исландии, «Песнь о Роланде» во Франции, карело-финский эпос «Калевала» и др. Примерно в то же время сложился эпос русского народа, отразивший в былинном творчестве представления защитнике Отечества.

Значительный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры внесли народы Востока и Крайнего Севера. Широко известны олонхо — сказания якутского народа о подвигах богатырей, защищающих людей от злых чудовищ. Нартский эпос кавказских народов (осетин, абхазов, адыгейцев, кабардинцев и черкесов), повествующий о нартах — доблестном племени богатырей, живших в древние времена и боровшихся с чудовищами, великанами, драконами, враждебными князьями и грабителями. Борьбу за освобождение Родины и преумножение её богатств отражают армянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас».

Народный героический эпос стал источником вдохновения для многих деятелей искусства. Американский поэт Г. Лонгфелло создал по мотивам индейского эпоса «Песнь о Гайавате». Поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» вобрала в себя черты героев устных грузинских преданий. Эпические традиции русского фольклора нашли отражение в произведениях отечественной литературы: в пушкинских сказках, в лермонтовских «Бородино» и «Песне про купца Калашникова* и в других произведениях.

Высшие достижения русской музыкальной культуры также неотделимы от эпических традиций. На основе эпоса сложился новый жанр эпических песенных симфоний А. Бородина («Богатырская»), эпических опер М. Мусоргского («Хованщина», «Сорочинская ярмарка»), опер-былин и опер-сказок Н. Римского-Корсакова («Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка»).

Не менее значителен вклад и русских художников, и прежде всего В. Васнецова, положившего начало эпической теме в русской живописи. Эпические традиции определили творческие поиски М. Врубеля, И. Билибина, Н. Рериха, К. Коровина, Е. Кибрика и К. Воробьёва.

Рейтинг@Mail.ru