Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

17.1. Рождение русской народной драмы

Широко известны любовь и восприимчивость русского народа к театральным зрелищам. Увиденные хоть однажды, они надолго оставались в памяти. Особенно любима была так называемая народная драма — интереснейшее и значительное явление нашей культуры, воплотившее творческий опыт, накопленный десятками поколений различных слоёв народа.

Народные театральные представления имеют свои давние традиции и характерные особенности. Чаще всего они устраивались на святки и масленицу. Эти два «театральных сезона» вмещали в себя драматические игры ряженых, посиделки молодёжи, обряды встречи и проводов масленицы. В эти дни разыгрывались любимые в народе представления наиболее известных драм — «Лодка» и «Царь Максимилиан», — существовавших в десятках вариантов. В них рассказывалось о мужественных подвигах и благородных поступках вольнолюбивых атаманов, храбрых воинов, непокорных царских сыновей. Не менее популярны были действия, разыгрываемые комическими персонажами: смышлёными слугами, обличающими глупость барина, озорными простолюдинами, способными покорить публику находчивостью и умом.

Подобный спектакль состоял из одного или трёх явлений, в которые включались монологи, диалоги и массовые сцены (чаще хоровое исполнение песни). Актёры произносили монологи, стоя лицом к публике, иногда прохаживаясь в центре круга или полукруга. Мизансцены (то есть расположение актёров на сцене в определённый момент спектакля) были традиционные просты и однообразны, но это вовсе не означало, что зрители скучали во время спектакля. Напротив, в него включались динамичные, живые сцены, как героического, так и комического содержания: поединки, казни, убийства, нападения, заковывания в цепи, похороны, плавание по реке, наказ битьем палками и т. д. Народным драмам в полной мере были присущи сильные страсти и неразрешимые конфликты, непрерывные, быстро сменяющие друг друга действия, сопровождаемые хоровой песней и удалой пляской.

Наролная драма. Лубок

Отличительной чертой народной драмы были выходные монологи героев, содержание которых прекрасно знала собравшаяся публика. Герой должен был представить себя, а именно: рассказать о том, кто он, откуда и зачем явился, что собирается или может делать. Эта своеобразная «самореклама» была напрямую обращена к публике, которая порой и сама охотно вовлекалась в театральное действие. И всё же публику больше интересовали импровизация в игре актёров, разработка ими каких-либо новых деталей и приёмов.

Наролная драма. Лубок

Важную роль играли голос и интонация исполнителя. При большом скоплении шумной публики от актёра требовались незаурядные данные: громкий и чёткий голос, совершенное владение дикцией, умение варьировать интонации. Главные герои обычно изъяснялись торжественно, они отдавали приказы и распоряжения. В минуты душевных потрясений они произносили проникновенные лирические монологи, эмоционально воздействующие на публику. В диалогах и массовых сценах обычно звучала разговорная, бытовая речь, помогающая решать конфликтные ситуации и выяснять отношения между героями. Комические персонажи говорили на шутливом и пародийном языке, вызывая улыбки или громкий смех собравшихся.

В наиболее напряжённые моменты действия включались песни, исполняемые хором. Эти музыкальные номера позволяли передать эмоциональный смысл сцены или переживаний героя. Обязательными были песни в начале и в конце представления, они придавали театральному действу целостность и законченность.

Представления народной драмы носили условный характер. Отсутствие сцены, занавеса, кулис, освещения, декораций и реквизита (то есть вещей, необходимых актёрам по ходу спектакля) определяло общую направленность театрального действа. Кроме того, в народном театре не соблюдалось единство места и времени, а поэтому актёры должны были владеть специальными приёмами, создающими иллюзию обстановки, течения времени и перемещений в пространстве. Особенно наглядно это передавалось с помощью движений, жестикуляции и мимики. Так, например, если надо было показать победу над героем, то с него снимали шапку и надевали её на остриё сабли. Хлопки в ладоши означали движение вёсел и всплеск волн.

Огромное значение придавалось перемещениям героев на импровизированной сцене. Героические персонажи (царь, атаман, фельдмаршал, рыцарь и т. д.) шли торжественным маршем. В напряжённые моменты действия они ритмично притопывали ногами и размахивали высоко поднятой над головой саблей. При этом их лица сохраняли серьёзное и спокойное выражение. Ковыляющая и подпрыгивающая походка комических персонажей, подмаргивание зрителям, почёсывание затылка вызывали дружный и весёлый смех. Условный характер носили и жесты персонажей: если герой печалился или находился в раздумье, он опускал вниз голову, в состоянии же отчаяния и злобы он резко поднимал вверх руки и громко топал ногами.

Не менее условны и традиционные костюмы персонажей. Героические и романтические персонажи выходили к публике в военных костюмах с эполетами или погонами, сплетёнными из соломы. На их груди красовались звёзды и награды, вырезанные из блестящей жести, через плечо была надета голубая или алая лента. Разбойники были в красных рубахах, высоких сапогах, их непременным атрибутом была сабля в руках. Комические персонажи облачались в костюмы ряженых; старики и старухи выходили в рваных, потёртых зипунах (то есть в верхней одежде из грубого домотканого сукна с длинными рукавами берез воротника), с подложенными горбами. Каждый имел какой-либо атрибут своей профессии: лопату, молоток, цепь, ножницы и т. д. Вся эта наряженная, пёстрая толпа представляла собой яркое зрелище и появлялась под восторженные возгласы ликующих ребятишек.

Таким образом, народный драматический театр — это театр, воплотивший в себе лучшие традиции, сохраняемые и передаваемые актёрами от одного поколения к другому.

Рейтинг@Mail.ru