Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

1.2. Что значит быть культурным и цивилизованным человеком

Когда мы говорим «цивилизованный человек», то подразумеваем того, кто может использовать достижения научно-технического прогресса для удовлетворения жизненных потребностей. Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения.

Цивилизованный человек сегодня — это культурный человек, обладающий планетарным, глобальным мышлением. Главным признаком культурного человека являются его способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей страны и других стран, способность воспринимать и усваивать это богатство.

Образ культурного человека пытался воссоздать ещё в эпоху античности древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н. э.). Кого же следует считать культурным человеком, согласно его учению? Во-первых, человека образованного — способного к длительному и целенаправленному приобретению знаний. Во-вторых, умеющего владеть собой — собранного, внутренне организованного. И в-третьих, нравственного — поступающего в соответствии с общепринятой моралью общества.

Интересно, что подобный образ культурного человека был создан и на Востоке китайским мыслителем Конфуцием (551-479 гг. до н. э.). Вот о чём беседовали семеро молодых людей с мыслителем Конфуцием, сидя на берегу стремительного потока бурной реки.

« — Учитель, — прервал молчание один из юношей, — Вы никогда не рассказывали о себе, о том, чем Вы занимались в жизни. Расскажите!

— Ну, если вам интересно, чем бывает росток до того, как пробьётся на свет из-под земли, расскажу...

— Учитель, в чём видите Вы добродетель? Что вмещает у Вас это... признаться, довольно сложное понятие?

— Да, конечно, — воскликнул Конфуций. — Это понятие кажется беспредельным, как океан, но так присмотримся к нему. Ну, вот хотя бы умение сдерживать себя — оно ведь добродетельно, и это очевидно! Ведь, только умея сдерживать себя, вы подчинитесь правилам поведения и станете добродетельными. Добродетель заключается ещё и в том, чтобы младшие братья были почтительны к старшим братьям и к родителям...

— Учитель! — молвил один из молодых людей. — Как Вы понимаете, что такое «благородство»?

— Благородный человек тот, — отвечал Конфуций, — кто ставит долг на первое место... Ещё скажу вам, что благородный помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. Человек же низкий поступает совсем противоположным образом...

— Наставник, ответьте, что значит способность к познанию?

Конфуций, проведя рукой по бороде, так стал говорить:

— Да, есть люди, обладающие знаниями от рождения... но есть и те, кто обладает знаниями благодаря учению... Наиболее ценными я считаю знания, приобретённые личным трудом, познанием. И я не родился со знаниями, но я любил и люблю древность и, проявляя упорство и понятливость, приобрёл знания... Знание всесильно!.. Вот и ищите истину, только помните при этом о стрелке из лука: когда он делает промах, то не винит других, а ищет причину неудачи в самом себе. Учитесь так, будто вам всё время не хватает знаний, будто вы их боитесь растерять!

Все, кто слушали своего учителя, молчали, стараясь тут же пропустить через сито рассудка слова Конфуция, касающиеся каждого».

«Беседы и суждения»
(Приводится по книге «Всемирная галерея.
Древний Восток». С.-Пб., 1994, с. 519-530)

Не правда ли, очень поучительным и полезным оказался этот разговор для молодых юношей?

Рейтинг@Mail.ru