Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

14.2. Дом — жилище человека

На протяжении истории человек не только возводил храмы, но и строил дома, служившие ему защитой от холода, дождя и зноя. Лёгким и непрочным сооружениям первобытного человека суждена была длительная жизнь (вплоть до возникновения первых цивилизаций). По словам итальянского архитектора Альберти (1404-1472), люди «не ограничивались тем, что было необходимо для безопасности, но захотели и всего того, что способно создать всяческие удобства». Человек всё чаще начинал задумываться о благоустройстве и уюте своего жилища.

Уже в древнейшем городе Иерихоне археологи обнаружили остатки глинобитных одноквартирных домов с полами, покрытыми штукатуркой из извести. В кладке подобных домов были обнаружены и оконные проёмы. Большая часть горожан города Ура в Месопотамии жила в одноэтажных домах из сырцового кирпича, в которых насчитывалось от 5 до 10 небольших комнат, освещённых маленькими окнами. В Древнем Египте кирпичные дома богатых людей возводились посреди фруктовых садов с прудом и беседками. Все комнаты имели окна под потолком, а стены и пол покрывались фресковыми росписями. В древнегреческом доме было очень тесно, так как он служил исключительно для ночлега. Большая часть жизни горожан протекала на площадях и стадионах. Позднее на смену простым и незамысловатым жилищам придут удобные дома с галереями и колоннадами.

Впервые жилые дома (в нашем современном понимании) начинают возводить в Древнем Риме. При их строительстве учитывалось влияние солнца. Жилые комнаты и спальни ориентированы на юг или восток, а кабинеты, библиотеки, кухни, кладовые, для которых солнце вредно, обращались на север. В крупных городах Древнего Рима начали возводить и первые многоэтажные дома — йнсулы. За пределами городов, среди живописной местности предпочитали строить виллы, поражавшие великолепием и роскошью. Подобные постройки можно было встретить в одном из красивейших италийских городов — Помпеях, к сожалению, разрушенном в 79 году от извержения вулкана Везувия.

У большинства народов мира сложились свои определённые традиции создания жилища. Есть они и у русского народа. С X века в летописях упоминается дом — истопка, истба, изба, — то есть срубленный дом.

Россия — страна лесная, а поэтому именно из дерева крестьянин рубил себе дом и мастерил всё, что необходимо было ему для жизни: от сохи до ложки. Среди крестьянских изб встречаются подлинные произведения народного искусства. Стоит такая изба, обратившись к проезжей дороге, к реке или озеру, и приветливо манит к себе дорогих гостей...

Многообразен вид русских изб: четырёхстенные, пятистенные, с тремя, пятью, а иногда и с большим числом окон по фасаду, крытые соломой или дранкой, с деревянным настилом или земляным полом. Длительное время планировка избы оставалась неизменной: холодные сени, по одну сторону от них жилая часть — отапливаемый сруб (собственно изба), по другую — клеть (или горница) — место для хранения домашнего имущества и для ночлега в тёплое время года. В давние времена избу топили по-чёрному: дым выходил через дверь или специальное окно над ней. Сбоку от печи наверху до стены настилали полати. К тёплой избе примыкали и хозяйственные помещения, в которые можно было попасть, не выходя во двор.

Русская изба. Внешний вид

Избу срубить — дело непростое, тут нужны уменье и сноровка. Главным инструментом в таком строительстве был обычный топор, бывало всю избу от «подклети» до конька наверху делали без единого гвоздя. Четыре бревна, связанные в квадрат, образуют венец. На него кладётся следующий венец таким образом, чтобы не оставалось даже маленькой щелочки между брёвнами. А чтобы связь между ними была прочной, в верхнем бревне вытёсывали желоб, плотно прилегающий к нижнему бревну. Стучат топоры, спорится дело, растёт сруб прямо на глазах!

Изба — символ жизни русского человека, а потому с любовью воспета не одним поэтом.

          Изба — богатырица,
          Кокошник вырезной,
          Оконце, как глазница,
          Подведено сурьмой —

так пишет Н. Клюев, а С. Есенин вторит ему:

          И теперь, когда вот новым светом
          И моей коснулась жизнь судьбы,
          Всё равно остался я поэтом
          Золотой бревенчатой избы...

Во внешнем декоративном убранстве изб также проявились талант и неистощимая изобретательность народных зодчих. Сколько здесь удивительных находок и тонкого художественного вкуса! Резные ажурные наличники на окнах, затейливый конёк над крышей, сказочные крылечки (или гульбища) с кружевными деревянными украшениями... Что ни изба — настоящее произведение русских мастеров-умельцев!

Внутреннее убранство русской избы

Общий характер жилищных построек, конечно же, определяют географическое положение, условия и образ жизни народа. В Гренландии, на Аляске и в Арктике до сих пор люди живут в снежном доме — иглу. Он удивительно прост и тем не менее неплохо защищает людей от арктической стужи. На плотном и ровном пласту снега определённым образом укладывают снежные плиты, вырубленные длинными ножами. При этом каждая верхняя плита должна немного выдаваться вперёд по отношению к нижней. Благодаря этому постройка приобретает куполообразную форму с запираемым отверстием в своде. К иглу прорывается длинный узкий тоннель, по которому можно передвигаться только на четвереньках. Строительство иглу завершается обледенением стен. Внутренняя высота помещения достигает двух метров, а диаметр составляет 3-4 метра. Стены такого дома неплохо пропускают свет даже при отсутствии солнца в пасмурные дни. Иногда в стене прорезают небольшие окна, в которые вставляются пластинки тонкого, прозрачного льда. Иглу отапливаются и освещаются в полярную ночь лампами-жирниками, на них же готовится и пища. Когда поверхность снега внутри становится влажной от горящей лампы, в иглу пускают холодный воздух, вследствие чего образуется прочная ледяная корка. Пол устилается несколькими рядами шкур и кожи. На ночь вход закрывается глыбой снега.

Яранга

У кочевых народов Крайнего Севера (чукчей, эвенков, коряков и др.) существует своеобразное переносное жилище — яранга, имеющее цилиндрическую форму и коническую крышу. Основание яранги составляют вертикальные жерди, поставленные по кругу, к которому привязаны наклонные жерди, образующие остов крыши. Яранги покрываются в несколько слоёв старыми оленьими шкурами. Внутри помещения укрепляют полог из шкур, образующих своеобразную комнату, отапливаемую лампой-жир-ником. Пол яранги также устлан шкурами животных.

Установка яранги — особый ритуал, сопровождаемый обрядами, имитирующими забой оленя, заклинаниями, освящением места семейными амулетами, приготовлением ритуального блюда из костного мозга оленей.

В современных ярангах оленеводов имеется несколько жилых помещений, кухня, прихожая, центральная комната с открытым очагом посередине. Под козырьком крыши предусмотрены специальные подвески для сушки рыбы. В яранге два выхода: один летний — на уровне земли, а другой — зимний, расположенный выше, на случай снежных заносов.

У некоторых северных народов основным видом жилища является конический шестовой чум, крытый берестой. Его внутреннее помещение достигает в диаметре 3-8 метров. Правую половину чума занимают женщины: там готовят пищу. В левой мужской стороне находятся предметы охотничьего промысла, орудия рыбной ловли и т. д. В центре чума располагается очаг, над которым на цепи подвешивается бронзовый котёл. В настоящее время, когда кочевые народы переходят к оседлости, чумы выходят из употребления или заменяются специальными палатками.

Юрты в Монголии

Природно-климатические условия степей Средней Азии и Монголии продиктовали их обитателям особый тип жилища — юрты — лёгкие удобные дома без внутренних перегородок. Вместе с жителями, пасущими стада, юрта без особых усилий перемещается от одного пастбища к другому. В ней кочевники находят защиту от летнего зноя, суховеев, дождей и зимних морозов.

За несколько столетий существования юрта почти не претерпела изменений в конструкциях и форме, более того, она сохранила древние символы и традиции. Круглое основание юрты делится на 12 частей, каждой из которых соответствует определённый знак восточного зодиака. Она всегда ставилась на открытых солнечных полянах. Луч солнца, проникающий сквозь круглое отверстие в кровле, позволял довольно точно определять время суток.

Размеры юрты соответствуют росту человека, а внутренняя планировка учитывает вкусы и интересы её обитателей. Кочевая юрта легко разбирается в пределах часа и транспортируется на вьючных животных. Её общий вес составляет 300-400 кг, что соответствует «грузоподъёмности» верблюда.

Конструкция юрты до предела рациональна и проста. Остов её стен составляется из связанных между собой складных деревянных решёток, состоящих из плоских реек, скреплённых ремнями. При необходимости можно уменьшить или увеличить высоту юрты. Снаружи она окутывается войлоком, выкроенным по её форме. Пористый шерстяной войлок в любую погоду играет роль терморегулятора и позволяет сохранять внутри жилища постоянный тепловой режим. Яркий орнамент юрты симво-личен и отражает традиционные верования её обитателей.

Дом племени дагонов. Африка

Жилища народов Африки поражают неожиданными, порой фантастическими решениями и формами. Некоторые африканские народы живут в круглых, как шар, массивных глиняных домах с единственным входом в виде удлинённого овала, без окон. Вход на ночь в них закрывают циновкой. Другие хижины по форме напоминают цилиндры. Нам остаётся только гадать, почему люди, живущие в них, выбрали именно такую форму жилища. Вход в них выглядит как замочная скважина: узкая внизу и широкая в верхней части. На крыше дома оставляют вентиляционные отверстия, которые в дождь прикрывают соломенной циновкой. Такую хижину возводят без дерева, её основной строительный материал — глина, перемешанная с рубленой соломой.

Дом Папуасов. Новая Гвинея

Есть дома в виде усечённого конуса, их стены очень крепкие и способны стоять долгие годы. Живут и в круглых глиняных мазанках и в четырёхугольных домах из обожжённого кирпича. Есть круглые дома с удлинённым входом и двускатной крышей. Их особенность — яркие орнаменты на стенах и окружающих их заборах. Причём рисунок росписи нигде не повторяется, он представляет собой своеобразную летопись обитателей хижин.

В Африке есть хижины, стоящие посреди воды, крытые папирусом, на сваях, намертво вбитых в дно. В паводок люди коротают время либо на широких платформах хижин, либо в лодках — пирогах. Лодки подплывают прямо к двери такого дома. Переступив его порог, можно увидеть воду сквозь просветы в полу. Но пол достаточно прочный, он выстелен не досками, а листьями пальмы и бамбуковыми жердями. Стены такого жилища возведены из продуваемых щитов и бамбуковых жердей. Дующие с океана пронизывающие ветры грозят свалить чересчур хрупкие на вид пальмовые постройки, но они всё же отличаются особой прочностью. Сваи подгнивают через 8-10 лет, и тогда жителям приходится справлять новоселье. Но люди продолжают жить в подобных домах, привычка, приобретённая веками, заставляет их поступать вопреки логике удобства.

Своеобразные дома возводят японцы, которые так объясняют их главное назначение: «Мы прежде всего раскрываем зонт в виде кровли, чтобы на землю пала тень, а потом поселяемся в этой тени...» Конструкция традиционного японского дома сложилась к XVII-XVIII векам.

Японский дом

Японский дом — это прежде всего крыша, опирающаяся на деревянный каркас. В нём нет ни окон, ни дверей в нашем привычном понимании. В каждой комнате три стены из четырёх подвижны, так что их легко можно раздвинуть в любой момент или вообще снять. Раздвижные створки служат наружными стенами. Они также выполняют роль окон, оклеенных белой рисовой бумагой, мягко рассеивающей пробивающийся снаружи свет.

При большой влажности японского климата дом необходимо часто проветривать снизу, а поэтому он приподнят над уровнем земли примерно на 60 сантиметров. Внутри дома нет никакой мебели, лишь пол устлан татами — жёсткими соломенными циновками. Черепичная или тростниковая кровля японского дома имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены от дождя или парящего летнего солнца. Под навесами кровли располагается и веранда.

Естественным продолжением японского дома является сад. Когда в жаркий день раздвигают наружные стены, исчезает граница между внутренним пространством дома и природой, что соответствует представлениям японцев о естественной гармонии человека с окружающей средой.

Варианты заданий для самостоятельной работы

  1. Что представляли собой храмы первых мировых цивилизаций: Древнего Египта, Месопотамии, Греции, Рима? Почему храм называют моделью мира?
  2. Каковы особенности храмовой архитектуры христианства? Чем отличаются католические храмы от храмов православной церкви? Как устроена базилика? Если вам приходилось бывать в православном храме, то расскажите о своих впечатлениях. Что в его внешнем и внутреннем облике особенно вас заинтересовало?
  3. Каково устройство традиционных буддийских храмов? Что представляет собой Борободур — крупнейший памятник буддийской архитектуры? Какое отражение в нём нашли представления верующих об устройстве мироздания?
  4. Расскажите о традиционных культовых сооружениях ислама: мечетях, минаретах, медресе. Какие шедевры исламской архитектуры вам известны? Опишите некоторые из них более подробно.
  5. В чём заключается своеобразие жилищных построек различных народов мира? Как в их архитектуре учитываются природно-климатические условия и образ жизни человека? Приходилось ли вам видеть какие-либо необычные дома — жилища человека? Каковы ваши впечатления? В каком доме в будущем вы хотели бы жить и почему?

Рейтинг@Mail.ru