Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

17.3. Искусство кукольного театра

Вам наверняка приходилось бывать в театре кукол. Согласитесь, это — незабываемое зрелище! А как возник этот замечательный театр, так любимый детьми в любой стране мира? Нечто, напоминающее кукольное действо, описывает ещё древнегреческий историк Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 гг. до н.э.). В шумном и весёлом празднике в честь бога Диониса участвовали ряженые с куклами-марионетками, а позднее, на рубеже II—I веков до н.э., сложился театр, больше напоминающий музыкальную шкатулку. В нём куклы приводились в движение с помощью сложной системы, скрытой от глаз зрителей. Но существуют и более ранние свидетельства.

Во время раскопок исчезнувших городов, при вскрытии пирамид и саркофагов учёные-археологи не раз обнаруживали рядом с умершими кукол, видимо, участвовавших в представлениях в честь фараонов и богов. Сделанные из дерева или металла, они имели специальные приспособления для привязывания нитей.

В разное время у разных народов сложились очень интересные типы кукольного театра. Например, древние римляне располагали кукольные танцевальные фигурки на большом круглом диске. Под напором сильной водяной струи диск вращался, а забавные человечки весело кружились в хороводе. Получалось что-то очень похожее на привычную нам карусель. А вот в Древнем Китае кукол приводили в движение... пороховыми взрывами. Во вьетнамском кукольном театре зрители рассаживались вокруг пруда, под гладью которого уже были приготовлены куклы. Как только начиналось представление, они всплывали на поверхность воды, а по окончании вновь погружались в воду.

Не очень-то «повезло» кукольному театру в Древнем Риме и в странах средневековой Европы. Кукольники смело обрушивались с сатирой на сильных мира сего и на представителей церкви. За это их наказывали, а римский император Юлий Цезарь вообще запретил куклам «разговаривать» : только движениями и жестами можно было разыгрывать представление. В средневековой Европе христианское духовенство называло кукол «погаными идолищами», их изгоняли и уничтожали. Но, к счастью, народ очень любил кукольные представления, и церковь вынуждена была смириться с существованием подобных театральных зрелищ. Тогда под сводами христианских храмов стали разыгрывать сцены на сюжеты Ветхого и Нового Заветов.

Куклы разных стран мира

Интересно, что во время этих представлений публика особенно оживлялась, когда на сцену выскакивали черти и начинали расправляться с дрожащими от страха грешниками, они колотили их палками и осыпали беззлобной бранью. Да, это нравилось публике, но совсем не нравилось церкви. Вот почему кукол сжигали на кострах, а актёров-кукольников обвиняли в колдовстве и мошенничестве. Но даже такие гонения и запреты не смогли истребить любовь народа к кукольному театру.

На воздушном шаре. Кукольный театр

На рубеже XVI-XVII веков в Италии, а затем и в других странах мира начали складываться традиции народного кукольного театра. Главным персонажем спектаклей становится озорной, никогда не унывающий человечек. Он совсем не красив, даже уродлив, у него длинный крючковатый нос, на голову натянут шутовской колпак, в руках он держит дубинку. Он неестественно громко выкрикивает слова, то и дело размахивая своей дубинкой. В каждой стране за ним закрепилось своё имя. В Италии его зовут Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Англии — Панч, в Германии — Гансвурст, в России — Петрушка, а в Турции — Карагёз.

Английский писатель Дж. Свифт (1667-1745), автор известного романа «Путешествие Гулливера», посвятил «Оду Панчу»:

          Взгляни, как публика грустит,
          Покуда Панч за сценой скрыт.
          Но вот, протяжен и высок,
          Скрипучий слышен голосок,
          И словно подменили всех:
          Что за веселье, что за смех!


          На Панча сыплются пинки,
          Тычки, затрещины, щелчки,
          Но он хитёр, проказлив, смел
          И наплевать на всех хотел.
          Во всё суёт свой нос...

Не менее проказлив и смел наш Петрушка. Представьте, вы попали на шумную ярмарку. Среди разных товаров, заманчивых для покупателей, блестят и переливаются на солнце игрушки — деревянные, соломенные, глиняные и тряпичные... Тут же толпятся детишки — всё хочется купить! Но вдруг, перекрывая ярмарочный гул, раздаётся голос зазывалы-кукольника:

          Ребятушки, праздник, праздник!
          У Петрушки праздник, праздник!

Судейкин. Петрушка

И вот начинается представление бродячего кукольного театра, в котором участвует любимый герой народных сказок, анекдотов, бываль-щин и потешных комедий — Петрушка. Он поочерёдно обманывает и побеждает не только воеводу, купца и чёрта, но и злобную старуху Смерть. Со своими врагами Петрушка расправляется весело и беспощадно, ему удаётся вывернуться из самых невероятных ситуаций. Под одобрительные возгласы собравшихся он вершит суд над глупыми и злыми, выскакивая из-за ширмы со своей дубинкой и раздавая им тумаки направо и налево. Повергнутых в бегство врагов Петрушки зрители провожают дружным смехом.

Через несколько минут на сцене появляется маленькая шавка. И вот любимец публики приходит в замешательство... Смешным и нелепым кажется его испуг после внушительных побед над квартальным надзирателем, горе-лекарем, офицером и прочими, прочими... Радуется, смеётся зритель, сопровождая комические эпизоды представления смехом и весёлыми возгласами. Всецело сочувствует он неунывающему и находчивому герою.

          Народ орешки щёлкает,
          А то два-три крестьянина
          Словечком перекинутся...
          Хохочут, утешаются
          И часто в речь Петрушкину
          Вставляют слово меткое,
          Какого не придумаешь,
          Хоть проглоти перо!

/Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.../

А теперь мы предлагаем отправиться в Индонезию в необычный кукольный театр теней, возникший ещё в глубокой древности на основе ритуальных обрядов поклонения духам умерших. Зрителям, присутствующим на таком спектакле, внушалась мысль, что в тени кукол на экране происходило перевоплощение душ предков, а жрец, выступающий в роли ведущего, своими магическими действиями как бы осуществлял посредничество между душами умерших и их потомками. Из этого ритуального действа возник и развился знаменитый теневой кукольный театр ваянг (то есть кукла), не имеющий сегодня аналогов ни в одной стране мира. Такие представления до сих пор считаются священными; существует поверье, что посещение их непременно приносит человеку счастье.

Представление в театре теней. Индонезия

Давайте и мы попробуем представить себя на спектакле в таком театре. Перед нами небольшой экран из белого тонкого полотна. Экран подсвечивается сзади лампочкой, чтобы силуэты казались более отчётливыми.

Позади экрана, под ним, на циновке сидит, поджав под себя ноги, ведущий — даланг. Обычно это пожилой человек, прекрасно знающий произведения классической литературы, служащие сюжетной основой спектакля. Слева от даланга — ящик, в котором находятся куклы. К каждой из них прикреплены три палочки (одна для управления туловищем, а две другие — для рук). Здесь же за экраном располагается оркестр из восемнадцати музыкальных инструментов (преимущественно ударных), который будет сопровождать всё представление.

           

Куклы ваянг. Индонезия

Вот на экране один за другим появляются тёмные силуэты ваянгов — утончённые и вычурные фигуры доблестных витязей, тучные, неуклюжие фигуры клоунов, злых чудовищ и демонов. Положительные герои располагаются с правой стороны, а злые, отрицательные — с левой. Даланг умело и быстро передвигает куклы, придавая им нужные позы, комментирует действие и произносит реплики за персонажей. Повествование ведётся в напевно-речитативной манере. От даланга требуется высокое мастерство импровизатора. По ходу спектакля на сюжеты классических произведений народного эпоса он вносит свои злободневные шутки и репризы (то есть анекдоты). Основная часть текста произносится на древнем яванском языке, но это нисколько не смущает зрителей, которые обычно заранее знают содержание каждой сцены спектакля. Начавшись засветло, он может продолжаться далеко за полночь.

Иногда представления идут днём без экрана, в этом случае зрители видят не тёмные тени, а самих ваянгов с их яркой раскраской и вычурной отделкой. Куклы ваянги — это настоящее, мастерски выполненное произведение искусства. Их вырезают из буйволовой кожи, а затем раскрашивают. Облик куклы должен строго соответствовать раз и навсегда установленным ещё с незапамятных времён эталонам. Иногда куклы вырезают из дерева — это так называемые объёмные куклы. Театр объёмных кукол менее распространён (принцип их демонстрации такой же).

Теневой кукольный театр ваянг — это не просто развлекательное зрелище, его значение гораздо глубже, так как в нём воплощены жизненная мудрость, нравственные устои общества, идеи верной дружбы, идеалы добра и справедливости.

Варианты заданий для самостоятельной работы

  1. Что вам известно о возникновении драматического театра в Древней Гре-ции? Почему трагедии и комедии стали излюбленным жанром этого театра? Какие современные театры драмы и комедии вам известны? Расскажите об одном из них. Чем отличаются их постановки от спектаклей музыкального театра?
  2. Расскажите о рождении русской народной драмы. Каковы её лучшие традиции и характерные особенности? Как проходили представления в народном драматическом театре?
  3. Как и почему возник музыкальный театр? Познакомьтесь с историей одного из прославленных театров оперы и балета. Расскажите о его лучших постановках и об исполнителях.
  4. Какова история возникновения и развития кукольных театров? Почему они так популярны и любимы в разных странах мира? Расскажите подробнее об одном из них.
  5. Попробуйте поставить спектакль (драматический, музыкальный или кукольный) вместе со своими одноклассниками. Для этого сделайте собственную инсценировку сказки, фантастического или сатирического рассказа. Подумайте над репликами героев, их танцами, костюмами и декорациями. Каким могло бы быть музыкальное сопровождение вашего спектакля?
  6. Существует великое множество различных театров: оперетты, мимики и жеста, зверей, одного актёра, восковых фигур и т. д. Что вам известно о характерных особенностях этих театров? Приходилось ли бывать в них? Если да, то каковы ваши впечатления от их посещения?

Рейтинг@Mail.ru