Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

18.4. Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)

Давно уже стали поговоркой слова: «Как только восходит луна, Африка танцует». Действительно, в Африке танцуют все, так как танец является неотъемлемой частью образа жизни человека. Ребёнок, привязанный к спине матери, начинает познавать мир, раскачиваясь в ритме традиционного танца. В течение всей жизни песня и танец входят в повседневность, становятся частью его существа. В танце человек постигает тайны жизни. Даже после смерти, в обрядах погребения, именно песня и танец завершают путь, пройденный человеком, подводят итог его деяниям.

Главную суть африканского танца составляют удивительное чувство ритма и особенности пластики, которые передаются из поколения в поколение на протяжении многих лет. Л. Сенгор — один из исследователей африканской танцевальной культуры — писал:

Существование негра ритмично, его жизнь — это воплощённый ритм; поэтому музыка, танец, поэзия для него — это как бы средство восприятия ритма объекта, средство общения с миром, с «другими» — с богами, духами».

Давно уже подмечено, как гармоничны и выразительны движения танцоров, как великолепны их горделивая осанка, степенная и плавная походка. Они легко и свободно владеют своим телом, а потому их движения лишены скованности, рождаются непринуждённо и выглядят как абсолютная импровизация. И всё-таки любая импровизация никогда не выходит за рамки традиционной пластики и ритма.

Африканский танец — это синтез многих искусств, а поэтому в нём важны все элементы: движения, музыка, костюмы и т. д. Танец носит коллективный характер: в едином порыве в нём живёт вся масса участников танцевального действа. Призывно и напряжённо зазвучали тамтамы. Присутствующие образуют плотный широкий круг, их призывные крики, стук камня о камень, палки о палку, прихлопывания в ладоши, звон бубенцов и погремушек на ногах — всё сливается с многоголосым хором и убыстряющимися ритмами танцующих в центре площадки. Пламя костра выхватывает из темноты то одного, то другого танцора... Долго, почти до бесконечности длится танец. Один за другим выбывают из круга его обессиленные участники. Наконец, победоносно звучат тамтамы. Танец закончился...

Африканский танец

О чём же так красноречиво рассказывают африканские народные танцы? Они говорят о жизни; их исполнители, как отметил один из исследователей, «танцуют свою жизнь». И это действительно так. В танцах имитируются трудовые процессы, разыгрываются обрядовые эпизоды, демонстрируются различные виды национальной борьбы.

Из всего многообразия африканских танцев можно выделить основные. Это яркие и красочные «танцы отдыха», которые создают праздничную, радостную атмосферу и служат своеобразной эмоциональной разрядкой для зрителей. Это развлекательные соревнования-игрища, в которых раскрываются лучшие качества участников. Они призваны возвеличить победителя, представить его достойным героем, но в то же время в гротескной форме высмеять побеждённого. Это танцы, отражающие трудовые занятия народа: ловкость охотника, мастерство и силу дровосека, умение рыболова, доблесть и мужество воина. В них не только фиксируются особенности или внешние стороны ремесла, но и показываются взаимоотношения между людьми (взаимопомощь, поддержка и т. д.). Существуют танцы, посвящённые различным этапам жизни человека: его рождению, становлению и совершенствованию личности, смерти. Они удивительно реалистично и выразительно передают основные вехи человеческой жизни. И наконец, танцы, несущие в себе магический, ритуальный смысл, когда танец становится средством «колдовства» и «заклинания» от злых духов, обращением к душам предков и богов.

А теперь отправимся в западную часть Центральной Африки, в республику Конго, поприсутствуем на одном из магических обрядовых танцев, посвящённом изгнанию злого духа, «нарушившего» привычную, нормальную жизнь общины.

Горит костёр, смолкли тамтамы, в исполнении старика-заклинателя звучит песня... Неожиданно из темноты появляются две скачущие фигуры. Вот они попадают в полосу света, и все видят закутанных в пёстрые ткани мужчин. Они передвигаются, высоко подпрыгивая и выбрасывая вперёд ноги. В руках у каждого небольшие ящички, покрытые растениями. Песнь старика-заклинателя смолкает, в действо вступает дробный звук тамтамов. Теперь начинает прыгать и быстро, как волчок, крутиться старик. Он выкрикивает при этом непонятные слова и размахивает над головой пучком травы. Неожиданно он замирает на месте, вскинув руки вверх.

Двое мужчин, поставив ящички на землю, у ног заклинателя, продолжают подпрыгивать на месте, вытянув вперёд руки. Затем один из них достаёт из ящичка и протягивает к огню пучок сухой травы. Мгновение — и пучок уже объят пламенем. Огненный комок быстро переходит в протянутую руку старика, который отправляет его... в открытый рот! Громкие крики одобрения, ужаса, восхищения и удивления зрителей сотрясают воздух.

Лицо заклинателя слегка запрокинуто и озарено полыхающим изо рта пламенем. Глаза дико вращаются, затем он высоко подпрыгивает, резко поворачивается и снова замирает. Воцаряется всеобщая тишина... Действо с проглатыванием огня повторяется ещё раз, непрекращающие-ся крики заглушают звуки тамтамов. Присутствующие зрители начинают содрогаться и беспорядочно двигаться. В эти минуты они больше напоминают неуправляемую толпу, чем организованное театральное действо.

Неожиданно звучит голос заклинателя, все мгновенно останавливаются. Осторожно ступая, старик медленно идёт вдоль притихшей толпы зрителей, останавливается на середине, поёт песню и помахивает веничком из сухой травы. Вступают тамтамы. Заклинатель переступает босыми ступнями ног по земле, подчиняясь какому-то магическому движению. Его плечи волнообразно и судорожно передёргиваются, темп движений нарастает. Прыжок, ещё прыжок. Чаще звучат тамтамы, неистовая пляска старика продолжается. Поднятое им облако пыли, отблески пламени костра, буйство музыкальных ритмов — всё это создаёт фантастический ореол вокруг фигуры, мечущейся на площадке внутри круга.

Ритуальный танец зулусов. Африка

Внезапно он останавливается, неестественно и странно вытянувшись, его широко раскрытые глаза замерли, он продолжает беззвучно произносить какие-то фразы. Затем он мгновенно падает на руки двух мужчин и тут же исчезает вместе с ними в кромешной тьме. Секундная тишина — и снова звучат нестройные возгласы зрителей. Ритуал закончен, изгнание злых духов свершилось, заклинатель сумел призвать на помощь «высшие силы». Он «вернул боль и зло тому, кто причинил их людям». Магический танец напомнил всем собравшимся, что нельзя нарушать законы, установленные общиной. Виновных ждёт неизбежное наказание. Таков общий смысл этого обрядового танца.

Не менее интересны и экзотичны танцы-перевоплощения в животных — антилоп, львов, гиен, змей, крокодилов, в разнообразных птиц. Эти танцы в символических костюмах-масках достоверно передают повадки и характер конкретного зверя. Исполняя подобные танцы, человек считает, что он таким образом приобщается к таинствам природы и пробуждает в себе необходимые жизненные силы.

Необычно красив брачный танец журавлей, исполняемый молодыми девушками. Большие грациозные птицы торжественно вышагивают по кругу, взмахивая крыльями и ударяя лапами о землю. Они то убирают головы под крылья, то снова горделиво поднимают их, вытягивая длинные шеи. Сколько грации и значительности в их изящных движениях! Ритмичные притопы босых ног, украшенных на щиколотках браслетами, акцентируют внимание зрителей на лёгком покачивании рук-крыль-ев. Этот танец даже трудно назвать имитацией птиц — так органично и естественно воплощён он в движениях танцовщиц.

Варианты заданий для самостоятельной работы

  1. Какие танцы народов мира вам известны? Какие из них произвели на вас особое впечатление и почему? Как в них выражены национальное своеобразие, характер и душа народа?
  2. Почему танец фламенко стал художественным символом Испании? Какие черты присущи этому танцу? В чём особенности его исполнения?
  3. Что вам известно о происхождении и своеобразии танцевальной культуры народов России? Расскажите о некоторых, наиболее популярных русских танцах.
  4. Расскажите о древнейшем искусстве классического индийского танца. Какую роль и почему он играл в жизни общества?
  5. Почему так популярно и разнообразно танцевальное искусство народов Африки? Какие характерные черты ему присущи? Что вам известно об особенностях исполнения некоторых африканских танцев?

Рейтинг@Mail.ru