Читать онлайн учебники
|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 112. Буквы е — и в корнях с чередованиемОпределите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида?
В корнях с чередованием е - и пишется буква и, если после корня стоит суффикс -а-.
Образец рассуждения. Блистал - блеснул, корни с чередованием. В слове блистал я напишу в корне и, так как после корня стоит суффикс -а-. 646. Подберите и запишите однокоренные глаголы в той же форме, что и данные ниже слова.
Сдираю (раз-, про-, от-). Запереть (от-, под-). Подтереть (вы-, до-, за-, ис-, на-, с-, рас-, про-, от-, об-, пере-, по-). Перестилает (за-, на-, до-, под-, рас-, у-). Собираешь2 (из-, за-, на-, недо-, раз-). 647. Е или и? Обозначьте изучаемую орфограмму (см. образец в правиле).
648. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. • Какие глаголы употреблены в переносном значении? 1. Хорошо, что тускнеют сугробы. Хорошо, что окошки блестят. (И. Кобзев) 2. А вечером снова приходит2 зима, ручьи запирает на ключ. (Е. Трутнева) 3. Скоро гости к тебе соберутся.4 Сколько гнёзд понавьют, посмотри! (И. Никитин) 4. Всё растёт на свете, выросли и дети. (В. Инбер) 5. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазок продирает. (Пословица) 649. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя корень во всех глаголах. Какие правила нужно применить, чтобы верно написать безударные гласные в этих корнях? 1. За всё б..рётся, да не всё уд..ётся. 2. Отл..жил на осень, а там и бросил. 3. Мягко стелет, да ж..стко спать. 4. Без заботы и репу (не)выр..стишь. 5. Шерсть стриги, а шкуру не д..ри. 6. Чего (не)пол..жил — (не)б..ри. 7. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. 8. Скупой зап..рает крепко, а потчует редко. |
|
|