Читать онлайн учебники
|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончаниемОпределите ударение. Укажите окончания. Назовите глаголы с безударными окончаниями. Живёт, ездим, летит, поём, боремся, строит. Можно ли на слух или по 3-му лицу множественного числа определить спряжение глаголов с безударным окончанием? Далеко не всегда:
Как же поступать в этих случаях?
Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
Ко II спряжению относятся:
Образец рассуждения. 1. Ход..м - ставлю глагол в неопределённой форме: ходить. Глагол на -ить, значит, он II спряжения, нужно в окончании писать и — ходим. 2. Уви́д..шь - образую неопределённую форму: увидеть, глагол-исключение II спряжения, нужно писать и - уви́дишь. 669. Определите спряжение глаголов, поставьте их в 1-м лице множественного числа. Образец. Трево́житься (на -ить, II спр.) - трево́ж[им]ся. Ходить, обидеть, доверять, полоть, терпеть, задержать, сеять, отпилить, ездить, бороться, стелить. 670. Поставьте данные глаголы в неопределённой форме и образуйте 3-е лицо единственного и множественного числа. Учтите, что все формы глагола должны быть одного вида. Образец. Вскочу - вскочить (на -ить, II спр.) - вско́ч[ит] - вско́ч[ат]; вскакиваю - вскакивать (на -ать, I спр.) - вска́кива[ет] - вска́кива[ют] Обижаюсь, обижусь; объявляю, объявлю; закручиваю, закручу2; отвечаю, отвечу. 671. Образуйте глаголы с помощью приставки вы-. Обозначьте их спряжение. Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные. Образец. Гляди́м - выгляд[им], II спр. Стоишь, сидит, летит, говоришь, шьёте, пьём. 672. Определите спряжение глаголов. Для этого отбросьте приставку вы-, которая перетягивает на себя ударение. Если глагол с безударным окончанием, определяйте спряжение по неопределённой форме.
Выбь..т, выгляд..шь, выгон..т, выгор..т, выдерж..шь, выжж..т. 673. Запишите глаголы, которые понадобятся вам для рассказа по картинкам. Обозначте спряжение глаголов.
674. Расскажите (устно) о том, как Артём прибивал скворечник. Подумайте, как вы будете рассказывать, каким тоном - серьёзно, шутливо или насмешливо. А это зависит от вашей задачи: допустим, вы хотите развлечь, рассмешить аудиторию (может быть, вы и есть этот Артём) или хотите показать, что всё надо делать не спеша, внимательно. 675. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы, которые обозначают звуки, издаваемые животными. Подчеркните в глаголах чередующиеся согласные. 1. В..робьи3, в..рона, лягушка, волк, шмель1, филин. Для справок: каркать, ухать, чирикать, выть, жужжать, квакать. 2. Гусь, кот, кузнечики, курица. Для справок: мурлыкать, гоготать, стрекотать, кудахтать. 676. Подберите антонимы. Определите спряжение и вид глаголов. Выделите личные окончания глаголов и приставки по образцу.
Уход..шь, откро..шь, спрашива..шь, прод..ёт, грустим, кончаются. 677. Диктант с продолжением. Поставьте глаголы в настоящем времени, расставьте недостающие знаки препинания. Продолжите текст на тему «Мой брат (сестра, папа, мама, сосед) до ухода в школу (на работу)». Подчеркните все глаголы в тексте. Весеннее утро. Будильник (вздрагивать) (щёлкать) слегка и (начинать) звонить. За стенами (просыпаться) другие будильники. Зовут будильники (торопить).4 Люди (сбрасывать) одеяла (потягиваться). Для справок: слышать, видеть, вскакивать, проветривать, стелить, умываться, плескаться, причёсываться, одевать, надевать, тренироваться, выбегать, дышать, затеять, завтракать. 678. Спишите, выделите корни в существительных, прилагательных и глаголах. Обозначьте спряжение глаголов. Составьте 2 предложения, где подлежащим было бы слово берёза (берёзка, берёзонька). • Приготовьтесь выразительно прочитать это стихотворение. Всё, что в песне слав..тся,
(Н. Рыленков) 679. Е или и? Спишите тексты. Подчеркните в них глаголы.
(П. Вяземский) 680. Составьте 4 предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. В качестве подлежащих используйте существительные гром, волна, ливень, дождь, ручей. Образец. Дождь шлёпает по лужам, барабанит по крышам. Для справок: гр..хотеть, л..петать, журчать, клокотать, гр..меть, хлестать, плескать, б..рабанить, стучать, шуметь, зв..неть, б..рмотать и т. п. 681. Спишите. Подчеркните глаголы, относящиеся к словам поезд, он. Обозначьте цифрами над вставленными буквами орфограммы №2, 6, 17, 25 (см. форзацы учебника). Составьте предложения со словами, данными в рамке.
Наш дачный поезд отправляется с Рижского во..зала. Вот он в последний раз проход..т под ул..чным3 мостом и вдруг взлета..т над дерев(?)ями и домами. Потом поезд пересека..т к..нал, мину..т аэр..дром, пронос..тся над ул..цей с грузовиками, троллейбусами, пешеходами и останавливается у пл..тформы пригородной станц.. . 682. Рассмотрите рисунок. Расскажите, а затем напишите, чем заняты ребята. Подчеркните глаголы, обозначьте их спряжение.
683. Понаблюдайте за движением транспорта и людей на улице. Напишите, как движутся трамваи, автобусы, грузовики, троллейбусы и т. п.; как передвигаются взрослые, спешащие на работу, малыши, группы школьников, пожилые люди и т. п. Озаглавьте свой текст, например: «На нашей улице утром», «В солнечный (дождливый) день на улице» и т. п. Используйте глаголы, передающие скорость движения и шум, возникающий от него. Для справок: ехать, тащиться, тянуться, скакать, двигаться, мчаться, шагать, шествовать, ползти, дребезжать, шуршать, грохотать, семенить, плестись, следовать (за кем? за чем?) и т.д. 684. Продолжите предложения, используя глаголы (с пояснительными словами) для характеристики человека: 1) сильного, волевого; 2) робкого, неуверенного в себе. Георгий говорит уб..ждённо, - - . Павел отвечает слабым3 голосом, - - . Возр..жать сп..койно, произносить твёрдо, ск..зать уверенно, невнятно проб..рмотать, настаивать, утв..рждать, тотчас согл..шаться, л..петать.
685. Устно составьте диалог по рисунку с названием «Нарушитель». Используйте различные глаголы со значением высказывания (говорить, возмущаться, кричать, а также синонимы, помещённые в рамке).
686. Диктант. Обозначьте спряжение глаголов. 1. Р..бота и муч..т, и корм..т, и уч..т.4 2. Кто труд люб..т, долго спать (не)буд..т. 3. Человек от лени3 боле..т, а от труда здорове..т. 4. Напиш..шь пером — не выруб..шь2 т..пором. 5. Всякая р..бота мастера хвал..т. |
|
|