Читать онлайн учебники
|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 74. Корень словаТема нашего урока — корень слова. Как вы думаете, почему корень называют самой главной частью слова? Я думаю, что корень выражает значение слова. Представьте себе, я скажу ник — ничего не понятно. Но если я добавлю корень, то могут получиться слова — чайник, плотник, школьник, мельник и много-много других — разных по значению слов, потому что в этих словах разные корни. Нельзя не согласиться с Аней. Корень — главный носитель значения слова, он как бы образует его центр. В самом деле, среди однокоренных слов бегун, бежать, бег, беговой, пробежать, забежать и т. д. мы легко выделяем смысловое ядро — корень -бег- ( беж ).
Белый, беловатый, побелка, белизна, белеть. Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной частью речи (например, трава, травка) и могут относиться к разным частям речи (например, трава, травяной). 391. Продолжите ряд однокоренных слов смелый, осмелеть. 392. От какого слова образованы эти однокоренные слова? Спишите, обозначая в словах корень. 1. Светлый, осветлить, светиться, светлячок, просвет. 2. Тёмный, темнота, темноватый, потемнеть, затемнение. 393. В упражнении даны слова, корни которых совпадают по звучанию. Такие слова не всегда являются однокоренными. Выпишите из данного списка группы однокоренных слов, обозначив в них корень. Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня1; вода, безводный2, водитель, водяной, водить; носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить; красный, красноватый, краснота, красивый, красненький, красота, покраснение. 394. Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова. 1. На скалу набрасывались яростные в[а,о]лы. 2. Ветер разв[е,и]вает праздничные флаги.4 3. Я д[а,о]ю сигнал. 4. Яков настойчиво разв[е,и]вает силу воли. 5. Я д[о,а]ю корову. 6. У реки пасутся в[о,а]лы. 395. Выпишите только однокоренные слова, выделите в них корень.
396. Объясните устно, почему так названы плетень, землянка, шиповник? Напишите об одном из этих слов по плану:
397. Напишите сочинение «Дни недели рассказывают о себе» - о том, почему так называются вторник, среда, четверг и пятница. Если нужно, воспользуйтесь планом из предыдущего упражнения. |
|
|