Читать онлайн учебники
|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 96. Падеж имён существительныхВ рощах птичье пение,
— Весна, весны, весне, весну,
(Я. Аким)
Как изменяется слово весна? Определите падежи и падежные окончания этого слова. 522. От каких слов зависят выделенные существительные в первом и втором предложениях? На какие вопросы они отвечают? Укажите падежи.
Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно:
523. Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте падеж имён существительных.
Уважать (кого?), уважение (к кому?); презирать (кого?), презрение (к кому?); благодарность (кому? за что?), благодарный (кому? за что?); радоваться (чему?), радость2 (от чего?); гордиться (кем?), гордость (за кого?) 524. Какие ошибки допустил ученик в определении падежа? Чего он не знал? Определите падежи этих слов. Один ученик так определял падеж существительного: «Работа выполнена в тетрадке». «Тетрадке»—окончание -е, дательный падеж. «В тетради не было никаких исправлений». «Тетради»—родительный падеж, потому что окончание -и. 525. Спишите. Подчеркните подлежащие и дополнения, выраженные именами существительными. Обозначьте их падеж. Всюду и везде трудят(?)ся люди. Строители возводят3 дома. Конструкторы созд..ют новые машины.4 Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтёры добывают уголь. Писатели пишут книги. Детей учат препод..ватели. 526. Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания и подчеркните предлоги.
527. Составьте 4 предложения на тему «Моя улица», употребив в них существительные с предлогами из-за, у, около, возле. Поставьте к существительным с этими предлогами вопросы, обозначьте падеж существительных. Каким членом предложения они являются? 528. Составьте словосочетания «глагол + существительное в родительном падеже с предлогом из или с». Используйте антонимы к глаголам входить, провожать, приезжать. 529. Спишите. Подчеркните обстоятельства, выраженные именами существительными. Определите их падеж.
Наш дом находится в узком переулк.., выбегающем на площадь. От площад.. начинается несколько улиц и шоссе. По самой широкой улиц.. постоянно ездят2 машины со строительными материалами. На этой улиц., строится несколько новых современных зданий3. 530. Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания и подчеркните предлоги.
В Сибирь - из Сибири. На Урал - с Урала. Как видно из примеров, предлог в соотносится с предлогом из (в Сибирь - из Сибири), предлог на соотносится с предлогом с (на Урал - с Урала). Эти предлоги иногда употребляют неверно. Например, говорят пошёл в школу (правильно) и пришёл со школы (неправильно). Правильно - пришёл из школы. 531. Озаглавьте текст и спишите его. На месте скобок запишите к выделенным словам смысловые вопросы где? когда? Подчеркните выделенные слова как члены предложения. Обозначьте падеж всех имён существительных. Найдите существительные с предлогами, указывающими на время. Какова их роль в построении текста? Снег в феврале обрета..т краски. Приглядитесь ( - - ) в солнечный день: то з..лотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тени, звёздами перелива..тся. А в лунную ночь плывёт ( - - ) над снегами опаловый* свет. В солнечный день замечаешь ( - - ) на крышах штыки сосулек. На работу утром идёшь ( - - ) по свету, а вечером всё позже и позже появляется ( - - ) в окнах с..нева sup>3.
532. Спишите. Обозначьте падеж выделенных имён существительных. Каким членом предложения являются существительные в винительном падеже?
(С. Маршак) |
|
|