Читать онлайн учебники
|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числеВспомните, когда в родительном, дательном и предложном падежах пишется е, а когда - и. Окончание -е пишется:
Окончание -и (-ы) пишется:
Применяя правило, рассуждайте по образцу: из песн.. слова не выкинешь. Из песн.. - песня, 1 -е склонение, не выкинешь (из чего?) из песн.. - существительное стоит в родительном падеже. У существительных 1-го склонения в родительном падеже пишется окончание -и. Напишу из песни (1-е, род. п.). 533. Е или и? Обозначьте орфограмму в окончаниях существительных. Половина площадк.. . Приблизиться к баскетбольной площадк.. . Подъехать к привокзальной площад.. . 534. Составьте с некоторыми из данных словосочетаний (по выбору) 5 предложений и запишите их. Обозначьте изучаемую орфограмму по образцу, данному в правиле. Отдыхали (в)двоём с с..строй в лагер.. «Берёзка», разучивали на лужайк.., подъехали к дач.., пошли по алле.. (в)лево, расположились на склон.., собрались на площадк.., выступали по очеред.., вернулись к ноч.. . 535. Выпишите словосочетания с зависимыми существительными. Укажите их склонение и падеж. Выучите наизусть понравившиеся пословицы, запишите их по памяти.
1. Злой плач..т от завист.., а добрый от жалост.. .5 2. В лихост.. и завист.. нет ни проку, ни радост.. . 3. Хороша рыба на чужом блюд..1 . 4. Добрался, как волк до овчарн.. . 5. Собака на сен., лежит: сама (не)ест и скотин., (не)даёт. 536. Спишите. Поставьте пропущенную запятую. Укажите в скобках, которые стоят перед существительными, склонение и падеж этих существительных. Обозначьте орфограмму «Буквы е и и в падежных окончаниях существительных». 1. По ( - - ) дорожк.. снежной2 зимой в лес (не)пройдёшь. 2. Завалило ягоду в ( - - ) болот., снегом. 3. Занесло в ( - - ) пол., зерно. 4. Белка пробилась сквозь1 снег в мох достала там с ( - - ) осен.. спрятанные орехи и тут же их с(?)ела.4 5. Ну как было (не)поз..видовать беличьей ( - - ) памят..! 537. Поставьте существительные в родительном падеже единственного числа с предлогами от, с, из, после, без (по выбору) и распределите их на две группы: 1) с окончанием -и только в родительном падеже; 2) с окончанием -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа. Опас(?)ность, песня, книга, молодёжь, жизнь, ночь, стройка, гордость, поездка, гибель, радость, чаща, пыль, разведка, память, колея, дорога, мес(?)ность, речь, помощь, республика. У существительных женского рода на -ия (армия, лекция) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце -ии.
У существительных мужского рода на -ий (санаторий, лекторий) и у существительных среднего рода на -ие (произведение, решение) в предложном падеже единственного числа пишется на конце -ии.
538. Выпишите существительные, у которых в предлож ном падеже единственного числа пишется на конце -ии Образец. Секция — о секции. Машенька, Мария, Марья, изл..жение, заключение, вступление, введение, территория, география, фамилия, произведение, соревнование, музей1, урожай, батарея, иней, юбилей, во(з, зз)вание, а(л, лл)ея, санаторий, шея, предпол.. жение. 539. Прочитайте текст. Определите стиль речи. Найдите слова, в которых выражена главная мысль каждой части текста. Перескажите его. Выпишите существительные, оканчивающиеся на -ий, -ие, -ия, и поставьте их в предложном падеже единственного числа. Образец. Алюминий - об алюмини[и] В выделенных словах обозначьте непроверяемые гласные и согласные. Слов, оканчивающихся на -ий, в нашем языке не так уж много. Правда, среди них есть1 такие, которые употребляются довольно часто. Каждый, вероятно, не раз слышал такие слова, как алюминий, гербарий, лекторий*, планетарий*, санаторий. А вот другие слова на -ий, такие, как калий, магний, употребляются чаще всего в научной литературе. Зато существительные, которые оканчиваются на -ие, -ия, в нашей речи встречаются часто, например: воспитание, занятие, заявление, окончание, собрание, развитие, растение, решение, условие, армия, артиллерия, морфология и многие другие. 540. Поставьте существительные в дательном падеже единственного числа. Образец. Академия - к академи[и], аллея - по алле[е]. Армия, батарея, галерея, лекц..я о Великой Отечественной войне, резолюц..я, редакц..я, территория, фамилия, фотография, экскурсия, электростанц..я, шея. 541. Е или и? Выпишите слова с пропусками, обозначая в них окончания. Посылая письмо, вы можете написать на конверте некоторые женские2 имена двояко. Кому: Марь., и Мари.., Наталь., и Натали.., Софь.. и Софи.., Таись., и Таиси.. . Другие имеют на конце или только «и», или только «е». Кому: Валери.., Евгени.., Клавди.., Ксени.., Лиди.., Юли.., Аксинь.., Дарь.. . 542. Спишите, раскрывая скобки. Устно объясните постановку тире.
543. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте склонение и падеж существительных. Перескажите (устно) текст. Когда употребляется слово «заглавие»? Можно говорить и писать о заглави.. и о названи.. рассказа2 повеет., романа книг., статьи3. А говоря о кинофильм., спектакл.. цирковом представ лени.., употребляют только слово «название». Например, вторая серия фильма вышла под другим названием. 544. Составьте 4 словосочетания, употребляя в них в роли главных слов название, заглавие, имя. 545. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Обозначьте части слов, в которые были вставлены пропущенные буквы. Укажите предложение, соответствующее схеме:
Весеннее наступление уже начал..сь. На Кавказе цв..тут фиалки прор..стают в Средней Ази.. семена февральских посевов. Птич(?)и стаи зав..лновались на зимовках в Иран.. в Египт.. на Каспи.. . (В. Песков) 546. Послушайте по радио сообщение о погоде. Напишите о том, какой будет (или какая была) погода в различных местах нашей страны. Подчеркните обстоятельства, выраженные именами существительными. Определите падеж этих существительных. В каком стиле написано ваше сообщение о погоде?
547. Изложение (см. памятку на с. 149). Как описывает писатель берёзы, увиденные им в приморском парке? Что они напомнили ему? Напишите от 3-го лица изложение. Озаглавьте его. Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже... Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа... (В. Астафьев) |
|
|