Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

92. Орфография. Орфографический разбор

  • Что изучается в орфографии?
  • С какими разделами науки о языке она связана?
  • Какие вы помните опознавательные признаки орфограмм — букв, дефисов? (См. Приложение)

538. Спишите, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.

Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, (з, с)бившись в кучу, и грели друг друга. Она обл..зала их и пошла.

Был уже весе(н, нн)ий месяц март, но по ночам деревья тр..щали от холода, как в декабре, и едва высун..шь язык, как его нач..нало сильно щ..пать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто (не)обидел волчат. Зап..х человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и тёмная ун..воженная дорога пугали её; ей к..залось, будто за деревьями в потёмках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.

(А. Чехов.)

539. Заполните таблицу «Орфограммы — безударные гласные в корнях и суффиксах слов» своими примерами. С какими разделами науки о языке и как связан выбор орфограмм — гласных букв в суффиксах?

540. Составьте таблицу «Орфограммы — согласные буквы в корнях и суффиксах слов» и заполните её примерами (см. образец в упр. 539). Обозначьте в них условия выбора правильных написаний.

541. Н или нн? Запишите слова в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора орфограммы на месте скобок. Совреме(н, нн)ик, труже(н, нн)ик, гости(н, нн)ица, ва(н, нн)ая, сторо(н, нн)ик, ю(н, нн)ость, учё(н, нн)ый, племя(н, нн)ик, исти(н, нн)ый, пле(н, нн)ик, утре(н, нн)ик, льви(н, нн)ый.

542. Спишите, обозначая приставки. В каких из них написание зависит от смысла слова? • Укажите предложение, которое соответствует схеме:

Мы в..ехали в прибрежн.. зар..сли кувшинок и готовились пр..стать, но (в) это время (с) берега разд..лось в..згливое тявканье и др..жащий, хв..тающий (за) сердце вой. Там, где мы спускали ло..ку, на берегу, (на) пр..мятой тр..ве, ст..яла, поджав хвост, волчица с тремя в..лчатами и выла, подняв морду (к) небу.

Я бросил в в..лчицу т..жёлым свинц..вым грузи́лом. Она отскочила и рысц..й поб..жала от берега.

(К. Паустовский.)

543. Вспомните виды орфограмм в окончаниях слов. Запишите по 4— 5 примеров, обозначая в словах условия выбора соответствующих орфограмм.

544. Запишите по 3—4 слова с о, е, ё после шипящих 1) в корнях слов; 2) в суффиксах существительных и прилагательных; 3) в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов. От каких условий зависит выбор этих букв?

545. Сгруппируйте слова по видам орфограмм «Употребление и неупотребление буквы ь на конце слов после шипящих» в разных частях речи. Добавьте в каждую группу по 2—3 своих примера.

Прижеч(?), обознач(?), возьмёш(?), печ(?), рассчитаеш(?), свеж(?), не тревож(?), рощ(?), пренебреч(?), преувелич(?), линюч(?), мелоч(?), съеш(?), приналеч(?), молодёж(?), привлеч(?), трескуч(?), немощ(?), превозмоч(?), обеспеч(?), пустош(?), тягуч(?), товарищ(?).

546. Вспомните изученные виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не. Запишите по 3 примера на каждый вид орфограмм. Составьте с любыми записанными словами простые предложения с однородными членами.

Рейтинг@Mail.ru