Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 7 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 10. Рождение новой европейской науки

  • Какие представления о мире существовали у европейцев в Средневековье?
  • Какие процессы и события в развитии европейского общества в XV-XVI вв. повлияли на изменение старых представлений о мире?
  • Какую роль в развитии научных знаний сыграло изобретение книгопечатания?

Рождение науки, основанной на опытном знании.

Одной из черт Нового времени стало усиление интереса человека к окружающему миру. Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили мысль европейцев о шарообразности Земли, дали новые знания о живущих на ней людях. Рост городов, развитие мануфактурного производства и мирового рынка рождали потребность в точных научных знаниях.

Изменилась и духовная жизнь людей. Рядом с постоянной заботой верующих о вечном, о душе всё ярче проявляется интерес к жизни земной.

В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета — за истину принимались мысли великих учёных древности. Географию изучали по Птолемею, медицину — по Гиппократу, а физику — по Архимеду. Однако рост любознательности и критического отношения к действительности заставляет людей раннего Нового времени лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали учёные-гуманисты, признавшие за человеческим разумом возможность понять и объяснить мир. Их деятельность подготовила революцию в естествознании XVII в., положившую конец средневековым взглядам на мир. И хотя наука в то время ещё не была свободна от религиозных взглядов, а многие великие учёные являлись верующими и оставляли за Богом роль Творца человека и Вселенной, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях уже не опирались на религию. Не «Как возник наблюдаемый мир?», а «Каков он?» — вот важнейший вопрос, вставший перед людьми Нового времени.

Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления, и главным достижением нового мышления было растущее убеждение, что человечество может улучшить мир, в котором живёт, а для этого стали нужны обоснованные достоверные знания.

«Он подрывал фундамент веры».

В маленькой башне крепостной стены, окружавшей собор в Фромборке, 30 лет жил одинокий тихий человек — великий польский астроном Николай Коперник (1473—1543). Именно он совершил переворот в науке, отказавшись от принятого в течение тысячелетий учения о неподвижности Земли.

Николай Коперник получил прекрасное образование, учился в Краковском университете и университетах Италии, изучал живопись, математику, философию, греческий язык, астрономию, юридические науки, медицину... Эти годы и превратили его в исследователя, стремящегося познать законы развития Вселенной. В 24 года, вернувшись на родину, он стал каноником. Теперь у него были средства для жизни и время.

Тридцать лет наблюдал Коперник небесные светила с помощью простых приспособлений. Сложные вычисления помогли ему сделать вывод: Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Но надо ли об этом заявить миру, считавшему, что Земля неподвижна? И вот он решился: свои знания надо оставить людям. Сомнений в правоте не было. В 1543 г. книга «О вращении небесных сфер» была напечатана, но её автор был уже при смерти.

Сегодня никто не знает, где могила Николая Коперника, но его книга осталась. Учение нашло своих последователей.

«Враг всякого закона, всякой веры».

В 1600 г. в Риме на площади Цветов по приказу «отцов церкви» был сожжён на костре Джордано Бруно (1548—1600). Родился он в маленьком итальянском городе Нола, в 17 лет стал послушником в монастыре. В великолепной монастырской библиотеке он и приобрёл обширные знания. Но чем больше узнавал Бруно, тем больше сомнений возникало у него в истинности религиозного учения. Особенно сильное влияние произвела на него книга Коперника.

Развивая учение Коперника, Бруно пришёл к выводу, что «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна». Она не имеет центра — ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира. Вселенная — это бесчисленное множество звёзд. Вселенная существует вечно и исчезнуть не может.

В 28 лет ему пришлось бежать из Рима из-за преследования инквизиции. Началась жизнь, полная скитаний. Всюду проповедовал он своё учение, но мало кто был способен понять его.

В Женеве Бруно посадили в тюрьму, и его чуть было не сожгли на костре. В Париже он был в чести и даже давал уроки королю, но и во дворце учёный отстаивал свои взгляды. Снова дорога. Англия. Диспуты с учёными мужами. Его не понимают, над ним смеются. Опять Франция, затем Германия... И всюду гонения, толпы разъярённых людей. Но он убеждён в том, что «вера не совместима с разумом». Одну уступку Бруно делал — признавал необходимость религии для невежественного народа.

Тоска по родине не оставляла его, он возвращается в Италию. По ложному доносу его арестовывает инквизиция. Обвинения глупы и бездоказательны — за них не может быть серьёзного наказания. Надо только подождать. Но и в тюрьме продолжает Джордано Бруно споры о вере и о Боге. И вот новый донос — от соседей по камере.

Восемь лет сидел в тюрьме великий мыслитель, но не отказался от своего учения. А когда инквизиторы зачитывали Бруно приговор, учёный воскликнул: «Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!» И вот последний путь — на костёр. Его сожгли на рассвете.

Впоследствии на месте казни ему поставили памятник. На памятнике — слова: «Он поднял свой голос за свободу мысли для всех народов и за эту свободу пошёл на смерть».

«Человек незаурядной воли, ума и мужества!..»

Галилео Галилей (1564 —1642) был великим учёным, первым астрономом, наблюдавшим небо в телескоп, физиком, поэтом, автором комедий. Его вклад в познание окружающего мира огромен.

Галилей происходил из знатной, но небогатой семьи, получил образование в университетах Флоренции и Пизы. Имя молодого профессора быстро приобрело известность.

Первые наблюдения небесных светил в телескоп помогли открыть новые звёзды — спутники Юпитера.

Правда, пришлось назвать их «Звёздами Медичи»... А затем он наблюдает горы на Луне, пятна на Солнце... и многое другое. Все открытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и означали переворот в представлении людей о строении Вселенной.

Галилей открыл не только новые миры — он сформулировал законы падения тел, движения маятника и другие законы физики. Свои наблюдения в области астрономии учёный изложил в «Звёздном вестнике». Инквизиция осудила его работу. Когда в 1616 г. учение Коперника запретили, Галилей пошёл на хитрость — он выступил с учением о Священном Писании и природе. «Диалоги о двух системах мира» стали главной книгой его жизни. Ватикан пришёл в ярость. Папа вызвал Галилея в Рим — 70-летний учёный должен предстать перед судом святой инквизиции. Пять месяцев продолжались допросы, убивая волю больного человека. «Унижение великого человека было глубокое и полное, — писал один из французских биографов Галилея. — В этом унижении он был доведён до отречения от самых горячих своих убеждений и до мучения человека, побеждённого страданием...»

22 июня 1633 г. в церкви монастыря Святой Минервы в присутствии всех членов суда, подчиняясь приговору, в одежде кающегося грешника Галилей, опустившись на колени, прочитал отречение.

До конца своих дней, ослепший и больной, находился он под надзором инквизиции. Ему было запрещено писать книги.

Позже люди сложили легенду, что после слов отречения, встав с колен, учёный воскликнул: «А всё-таки она вертится!» Хотелось верить, что задушить науку нельзя.

Он завершил создание новой картины мира.

Исаак Ньютон (1643—1727), опираясь на труды Коперника и Галилея, завершил создание новой картины мира. За заслуги в развитии науки восхищённые современники избрали его членом Королевского общества. Ньютон стал академиком, не достигнув ещё и 30 лет.

В 1661 г. Ньютон начал учиться в Кембридже, где затем получил кафедру физики и математики и стал самым молодым профессором в университете. В 1665 г. Ньютон получил степень бакалавра (первая учёная степень). В это время Англия переживает тяжёлые времена — свирепствует чума. Молодой учёный покидает университет и едет на родину, в деревню Вулсторн, где живёт около двух лет. Это годы удивительных открытий. Именно здесь он открыл закон всемирного тяготения, своими руками создал оптическую лабораторию, произвёл легендарный опыт разложения солнечного света.

Уже в 1671 г. Ньютон сам построил маленький зеркальный телескоп, позволяющий видеть небесные тела лучше, чем с помощью самых больших телескопов со стеклянными линзами.

В книге «Математические начала натуральной философии» (1687) учёный изложил основные понятия и аксиомы классической механики, в частности: масса, количество движения, сила, ускорение, центростремительная сила и три закона движения (законы Ньютона). Открытие закона всемирного тяготения знаменовало переход от простого описания солнечной системы к объяснению законов её движения и окончательно утвердило победу учения Коперника. Учёный открыл законы распространения света и новые методы математических вычислений.

Открытия Исаака Ньютона имели огромное значение как для науки, так и для мировоззрения людей. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики. Открытые им законы носили универсальный характер — их можно было применить к любому явлению. Учёный завершил создание новой картины мира.

«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...»

Эти слова принадлежат удивительному человеку — юристу и дипломату, политику и оратору, историку и литератору англичанину Фрэнсису Бэкону (1561 —1626), который по праву считается создателем новой философии. Он происходил из дворянской семьи, учился в Оксфордском университете, сам преподавал в университетах Оксфорда и Парижа, при Якове I Стюарте был лордом-хранителем печати, а затем лордом-канцлером Англии.

Рис. Фрэнсис Бэкон

  • Какие детали изображения свидетельствуют о роде занятий Ф. Бэкона?

Крупнейшая заслуга учёного заключается в том, что он предложил новый метод изучения природы — рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой.

Учёного, делающего научные открытия на основе наблюдений и опытов, философ сравнивал с пчелой: «Пчела... извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению... Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей — опыта и рассудка».

Бэкон умер, простудившись во время одного из физических опытов. Уже тяжелобольной, в последнем письме к одному из своих друзей он с торжеством сообщает, что этот опыт удался.

Учёный был уверен в том, что наука должна дать человеку власть над природой и тем улучшить его жизнь.

«Я мыслю, следовательно, я существую».

Французский учёный Рене Декарт (1596—1650), как и Фрэнсис Бэкон, считается основоположником науки и философии Нового времени.

Жизнь Декарта складывалась непросто. Сначала обычная жизнь французского дворянина, находящего удовольствие в верховой езде, фехтовании, кутежах и картах. Затем неожиданно для окружающих он в течение двух лет ведёт жизнь затворника, отдавая всё время изучению математики. Потом Декарт отправляется в Голландию, где живёт 20 лет и совершает свои важнейшие открытия в области философии и математики.

Рене Декарт видит главную цель науки в достижении человеком господства над силами природы, которые следует заставить служить людям. Наука должна приносить практическую пользу, но для этого ей следует основываться на достоверных знаниях. Источником таких знаний Декарт считал разум человека. Человек мыслит, он бесконечно сомневается в правильности своих научных предположений, и в этом движении мысли рождаются научные знания. «Я мыслю, следовательно, я существую», — говорил он.

В познании мира Декарт огромное значение придавал математике, считая её идеалом и образцом для всех других наук. Он создал аналитическую геометрию, ввёл понятие переменной величины, на уроках алгебры вы и сейчас пользуетесь введёнными им алгебраическими обозначениями.

В отличие от средневековых учёных, Рене Декарт отводил разуму главную роль в научном исследовании.

В XVI—XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. Законы, открытые учёными Нового времени, носят все общий характер. Рождаются новые методы исследования природы — сочетание опыта (практики) и теории (разума).

Проверьте себя

  1. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру?
  2. Заполните в тетради таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и на общество». Графы таблиц: «Учёные и мыслители», «Страна», «Основные идеи», «Открытия», «На формирование каких новых взглядов они влияли».
  3. Расскажите о строении Вселенной на основе учений Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея.
  4. Объясните название части параграфа, где рассказывается о научных открытиях И. Ньютона.

Подумайте

  1. Назовите основные трудности в деятельности учёных раннего Нового времени.
  2. Сравните методы познания мира, предложенные Ф. Бэконом и Р. Декартом. Почему Бэкон и Декарт считаются создателями философии Нового времени?
  3. Объясните, чем отличалась новая картина мира, созданная европейской наукой в XVI—XVII вв., от средневековой картины мира.
  4. Обсудите в классе: в чём заключается независимость мышления? Должен ли учёный обладать независимым мышлением? Подтвердите своё мнение фактами из жизни учёных раннего Нового времени.

Из трактата Николая Коперника
«Об обращениях небесных сфер» (1543)

...В сравнении с небом Земля не более как точка или как бы определённое количество в сравнении с бесконечным. Невозможно, чтобы Земля представляла центр мира. Как! Неизмеримое будет вращаться в 24 часа вокруг ничтожества.

Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно

...Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявлял, что существуют бесконечные миры, подобные миру Земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным Луне, планетам и иным звёздам, число которых бесконечно. Я считаю, что все эти тела суть миры без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющуюся бесконечной Вселенной, в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина находится в противоречии с верой...

  • Прочитайте документы и найдите в них аргументы, которыми пользуются Коперник и Бруно для доказательства того, что Солнце не вращается вокруг Земли, Вселенная бесконечна.

Рейтинг@Mail.ru