Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 7 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 21. Мир художественной культуры Просвещения

  • Подумайте, можно ли считать деятелей культуры эпохи Просвещения наследниками гуманистов Возрождения. Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе.

Удивительные приключения Робинзона и Гулливера.

Любимый с детства герой Робинзон Крузо появился на свет в век Просвещения.

Удивительные приключения моряка из Йорка придумал англичанин Даниель Дефо (1660—1731). Истинный сын своего бурного века, Дефо не раз испытывал превратности судьбы: пускался в рискованные авантюры, разорялся, богател, снова разорялся и снова наживал капитал. Он испробовал профессии торговца, моряка, журналиста, был шпионом, политическим деятелем, а в возрасте 59 лет стал писателем.

Роман о Робинзоне был написан для взрослых и совсем не с целью развлечь их. Дефо наделил своего героя деловитостью, трудолюбием, верой в собственные силы. Вспомним, с каким упорством и мужеством он строит на необитаемом острове жилище, изготавливает посуду, мастерит мебель, приручает и разводит скот. Преодолевая немыслимые трудности, герой выходит победителем из самых тяжёлых испытаний. Нежелание мириться с судьбой, забросившей Робинзона на дикий остров, где он, казалось, неминуемо должен был погибнуть, заставляет читателя поверить в безграничные возможности человека, его право переделывать мир, вопреки устоявшимся традициям и правилам.

В облике Робинзона легко угадать черты человека Нового времени: практичность, деловую смётку и здравый смысл представителя третьего сословия. Ни самого Дефо, ни его современников нисколько не смущало и не удивляло, что для достижения личной выгоды Робинзону частенько приходится пользоваться неджентльменскими способами, даже такими, как работорговля или откровенный обман.

По меркам своего времени Робинзон вполне порядочный человек. Но стоит задуматься над некоторыми эпизодами романа. Вместе с мальчиком Ксури он спасается бегством из плена. Они переживают множество опасных приключений, и маленький отважный товарищ Робинзона всегда полон желания помочь и защитить его, хотя бы ценой собственной жизни. Но когда беглецов подбирает английский корабль, Робинзон... продаёт Ксури капитану.

На острове Робинзон спасает от смерти дикаря Пятницу, делает его своим слугой. Первое слово, которому он учит Пятницу, — «господин».

И всё-таки не это самое главное в романе. И читателей XVIII столетия, и наших современников прежде всего привлекает мужество главного героя, которого не сломили тяжкие испытания. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» стал гимном труду, настойчивости и смелости человека в борьбе с любыми невзгодами и превратностями судьбы.

Роман Дефо был опубликован в 1719 г. и мгновенно превратился в одну из самых читаемых книг, приобрёл огромное количество поклонников во всех странах. И лишь несколько прозорливых мыслителей отнеслись к популярному роману не столь восторженно. Одним из них был скромный приходский священник, а потом настоятель Дублинского собора в Ирландии Джонатан Свифт (1667—1745).

Свифт критически относился ко многим идеалам просветителей, видел, что их благородные идеи не изменили людей к лучшему, не искоренили пороки, а общество также далеко от совершенства, как и в предшествующее время. И Свифт решил написать пародию.

В 1726 г. появился без фамилии автора роман «Путешествия Гулливера». Герой Свифта и Робинзон — современники, люди эпохи Просвещения, но взгляд Гулливера проницательнее. Может быть, поэтому таким безрадостным оказалось его путешествие в «отдалённые страны».

Страной лилипутов правит крошечное ничтожное существо, которое именует себя «отрада и ужас Вселенной». Читатель мог угадать в Лилипути и карикатуру на современную писателю Англию, которую многие считали едва ли не идеальным государством. Другой вариант просвещённой монархии, точно «скроенный» по мерке философов XVIII в., — страна великанов. Её правитель, мудрый и добрый король-учёный, осуждает войны, любит искусство, покровительствует наукам, стремится установить разумный порядок. Но и ему не одолеть глупость, жадность, порочность многих своих подданных.

Но, пожалуй, самое печальное путешествие, которое совершает Гулливер, — путешествие в страну разумных лошадей. Именно здесь он неожиданно встречает отвратительных йеху. Эти существа «сильны и дерзки, но вместе с тем трусливы, что делает их наглыми, низкими и жестокими». С ужасом узнаёт герой: йеху — потомки людей, когда-то кораблекрушением заброшенных на остров. Их потомство не стало, подобно Робинзону, сильнее, преодолевая трудности, а превратилось в уродливых и безнравственных йеху.

На этой мрачной ноте автор обрывает повествование. Искреннее сострадание к людям, желание помочь им сохранить человеческое, предостеречь от скотства побуждали Свифта говорить горькие истины.

«Человек ценней, чем мнили вы».

Сияние ума и сила таланта Свифта озаряют век Просвещения немеркнущим блеском. Но в их лучах не теряются и фигуры менее величественные. Среди них Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732—1799).

Сын парижского часовщика, сумевший купить дворянское звание, пробить дорогу в королевский дворец, хорошо знал цену «сильным мира сего». Герой его комедии «Женитьба Фигаро» — ловкий, обаятельный слуга. Фигаро, как и его создатель, «вышучивал глупцов, не робел перед злыми, смеялся своей нищете», но никогда не продавал человеческого достоинства. По замыслу автора Фигаро — «самый смышлёный человек нации». Острые словечки героя Бомарше парижская театральная публика разносила по городу. Они вошли в разговорную речь, с их помощью высмеивали аристократов. И хотя король Людовик XVI гневно воскликнул: «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену!», комедия всё-таки была поставлена. А через несколько лет рухнули стены ненавистной королевской темницы.

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро» увидели свет пьесы Фридриха Шиллера (1759—1805). По ним разделённая пограничными столбами на три сотни карликовых княжеств феодальная Германия училась азбуке Просвещения. Театр был для немцев зеркалом их собственных судеб и судьбы всей нации. Вместе с полюбившимися героями публика, заполнявшая театральную галёрку, мечтала освободиться от тирании, возмущалась коварством влиятельных негодяев, горько оплакивала гибель юных влюблённых.

В пьесе «Коварство и любовь» дворянин Фердинанд и дочь простого музыканта Луиза ценой смерти отстаивают свою любовь, ибо истинное чувство выше привилегий 500-летней родословной. Карл Моор объявляет войну миру роскоши и подлости, в котором живёт: «Дайте мне несколько таких смелых голов, как я, и Германия станет республикой...» Маркиз Поза страстно защищает свободу и достоинство человека:

        ...человек ценней, чем мнили вы,
        Порвёт он путы векового сна.
        Свои права потребует обратно.

В поисках героя, способного выразить свой век, век Разума и Света, другой великий немец Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) перепишет старинную легенду о докторе Фаусте, враче и алхимике, жившем в XVI в. В основе сюжета история жизни человека, отошедшего от Бога, устремившегося к свободному познанию мира. В «Фаусте» автор подчёркивает такие свойства человеческой натуры, как неудовлетворённость достигнутым и устремлённость к идеалу. Философская драма, созданию которой отдано 60 лет жизни, завершает век Просвещения, а состарившийся Фауст приходит к пониманию вечной истины:

        Лишь тот достоин жизни и свободы,
        Кто каждый день идёт за них на бой!

Живописцы знати.

В первой половине XVIII в. в европейской живописи ещё процветает изысканное придворное искусство. Это — время Франсуа Буше (1703—1770), «первого живописца короля», отразившего вкусы и настроения аристократического общества эпохи Людовика XV.

Беззаботно беседуют, веселятся и танцуют кавалеры и дамы, изображённые художником в роли простодушных пастухов и пастушек. Воздушна и прекрасна природа, запечатлённая живописцем. Берег маленькой речушки, дощатый мостик, постройка с островерхой крышей и несколько человеческих фигур («Пейзаж в окрестностях Бове») — всё пленяет хрупкостью и гармонией. Лёгкая голубоватая дымка окутывает изображения, придаёт сельским видам сходство с декорациями к опере или балету.

Бесконечно далёкие от реальной жизни весёлые пастушеские сцены были великолепным украшением интерьеров, составляя единое целое с шёлковой обивкой стен и золочёной резной мебелью.

Много глубже искусство Антуана Ватто (1684—1721). Художника увлекает тема «галантных празднеств»: пикники, светские прогулки на природе, которые так полюбились аристократии. Даже самые непритязательные сюжеты автор наполняет смыслом, придаёт им значительность и искренность. Его полотна передают тончайшие неуловимые настроения героев, которые погружены в свои переживания. Они не играют, не позируют, а живут по-настоящему. Мир Ватто — мир поэтических мечтаний, маскарадов и балов. Мягкий, рассеянный свет скрадывает очертания предметов. Утончённый колорит звучит как изысканная музыка.

Известность Ватто была огромна и достигла России. Для Екатерины II были приобретены несколько полотен прославленного художника. В их числе «Затруднительное предложение». Немногочисленное общество расположилось в парке: две дамы музицируют, юноша слегка подсмеивается и внимательно наблюдает за парой, стоящей справа, — между дамой и её кавалером произошла размолвка, и красавица вот-вот уйдёт. Конец нехитрой сценки зритель волен додумать сам.

«Певцы третьего сословия».

В середине 50-х гт. XVIII в. почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было задёшево купить гравюры Уильяма Хогарта (1697—1764). Лучше любых биографов о нём рассказывает автопортрет, композиция которого необычна: это «картина в картине». Зритель видит овальный холст, на котором Хогарт изобразил себя безо всяких прикрас: без парика, в домашнем халате вместо нарядного костюма.

Серьёзно и с достоинством смотрит он на нас, проницателен взгляд умных глаз. Основанием холста служит стопка книг, одна из них — сочинения Свифта. Рядом лежат резец и палитра.

На своих картинах Хогарт изображает сюжеты из жизни современного ему общества. В серии гравюр, которая называется «Модный брак» («Брак по моде своего времени»), художник поведал зрителям поучительную историю о нравах современного ему общества. В XVII в. в Англии получили распространение браки по расчёту между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества.

Свидетелем подобной сделки оказывается зритель, рассматривающий первую гравюру серии — «Заключение брачного контракта». На переднем плане автор расположил главных героев. Справа — глава родовитой аристократической семьи. О знатном происхождении и титуле свидетельствуют портреты предков на стенах и родословное древо, на которое он указывает выразительным жестом. Однако в наследство сыну аристократ оставляет лишь долги.

По другую сторону круглого стола — разбогатевший простолюдин. Он рассматривает замужество своей дочери как выгодное вложение капитала, не случайно здесь присутствует стряпчий, который следит за оформлением брачного контракта. Эти двое ведут откровенный и циничный торг, каждый стремится не продешевить, повыгодней использовать свои преимущества. А юноша и девушка, судьбы которых решают отцы, просто статисты в драме.

Рис. Уильям Хогарт. Модный брак. Заключение брачного контракта

Разумеется, симпатии зрителей и автора не на стороне безнравственных торгашей. Сердцу Хогарта милей простые люди, сумевшие сохранить свои понятия о чести в тяжёлых жизненных ситуациях. К ним обращается художник в лучших и самых искренних произведениях: «Девушка с креветками», портреты слуг.

Свидетелем расцвета Просвещения был французский художник Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779), прозванный «певцом третьего сословия». Он писал небольшие картины, героями которых были горожане, торговцы, ремесленники, служанки — труженики, добывающие хлеб насущный тяжким трудом. Шардену интересны их простые, искренние переживания, близок бесхитростный мир, непритязательный быт, простые заботы, им отданы его глубокая привязанность и уважение.

Пристально всматриваясь в обыденную жизнь, предметы и вещи, Шарден извлекает из повседневности высокую поэзию. Ничем на первый взгляд не примечательна женщина, изображённая на картине «Возвращение с рынка». Это одно из самых совершенных и тонких творений мастера. Служанка в домашнем платье, с кошёлкой продуктов, купленных на рынке, предметы домашнего обихода — вот и весь сюжет: обыкновенная жизнь обыкновенных людей. Но, внимательно всматриваясь в произведение, зритель проникается ощущением покоя и тишины, подчёркнутых мягкой гармонией светлых тонов, которые царят в картине. Милое и доброе лицо женщины, её непринуждённая поза, вся атмосфера бытовой сценки выдают восхищение автора неброской красотой жизни и быта.

Другое знаменитое полотно — «Натюрморт с атрибутами искусств», созданный для конференц-зала Петербургской академии художеств по заказу Екатерины II. Из мягкого сумрака выступает стол художника: в центре статуэтка Меркурия, олицетворение скульптуры. Архитектура представлена чертежами, планами, а живопись — палитрой и кистями. Здесь же папки, заполненные рисунками, кувшин, несколько книг, а рядом крест Святого Михаила и медали — награды художника, полученные на выставках. С поразительным мастерством передаёт Шарден гладкость мрамора, блеск шёлковой ленты, шероховатость кожаных папок, тяжесть старинных книг. Собранные вместе, все эти предметы рассказывают о вкусах их владельца, стремящегося доказать, что образованный и просвещённый художник-творец достоин в обществе самого большого уважения и высоких наград.

Свидетель эпохи.

Жизнь и творчество французского живописца Жака Луи Давида (1748—1825) тесно переплелись с историей его страны. В юности художник путешествовал по Италии, изучал и копировал работы старых мастеров. Его возвращение во Францию совпало с глубоким недовольством, назревавшим в стране. Для того чтобы выразить настроения, царившие в обществе, Давид погружается в античную историю, отыскивает сюжеты, созвучные современным ему событиям. В 1784 г., том самом, когда увидела свет «Женитьба Фигаро» и произнесли свои монологи герои «Коварства и любви», художник закончил огромное полотно «Клятва Горациев».

Сюжет картины заимствован автором из истории Древнего Рима и повествует о последнем царе Тарквинии Гордом, который был изгнан, но стал собирать войска, чтобы силой вернуть власть. Римляне готовятся дать отпор тирану. Исход противоборства зависит от поединка: братья Горации будут сражаться за свободу Рима против братьев Куриациев — сторонников Тарквиния. Художник изобразил момент, когда в едином порыве братья Горации клянутся отцу победить или умереть за республику. Автор проповедует забвение личных интересов ради долга, утверждает красоту подвига во имя родины.

Музыкальные перекрёстки Европы.

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685—1750) при жизни не был знаменит. Светскому обществу его произведения казались слишком серьёзными, а церковь отвергала их из-за недостаточно богобоязненного характера.

В юности композитор много путешествовал по Германии, служил скрипачом, органистом, руководил придворным оркестром. С 1723 г. и до самой смерти он живёт в Лейпциге. Здесь Бах создаёт свои лучшие произведения. Во многие из них композитор не побоялся ввести мелодии народных песен и танцев, это делало сложную музыку более доступной для простых прихожан.

Одним из самых известных произведений Баха является грандиозное сочинение для хора, солистов и оркестра «Страсти по Матфею». Основой для него послужил текст Евангелия, по преданию, написанный учеником Христа апостолом Матфеем, повествующий о последних днях Иисуса, его страданиях (страстях) и смерти. Этот текст Бах наполняет новым смыслом и превращает евангельскую легенду в народную драму, в которой Герой жертвует собой ради спасения людей, собственными страданиями искупая людские грехи и открывая им путь к спасению.

Дальнейший путь развития музыкального искусства XVIII в. лежит через красивый старинный австрийский городок Зальцбург, где родился Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791).

Современники называли Моцарта истинным чудом XVIII в. Жизнь его была коротка, полна лишений и одиночества, хотя были в ней и великие радости, любовь, счастье, творчество.

С 3 лет он начал учиться музыке, в 4 года сочинил свой первый концерт, в 12 написал оперу, премьера которой состоялась в миланском театре, а в 14 Моцарт уже академик самой престижной музыкальной академии в Италии. Последние 10 лет жизни композитор провёл в Вене, которая становится музыкальной столицей Европы. Все помыслы Моцарта устремлены к театру, но заказа на оперу нет. И вот наконец удача! Найден подходящий сюжет, как раз тот, что увлечёт публику, — «Женитьба Фигаро» Бомарше. Премьера состоялась в 1786 г.

Успех оперы был огромен. Много раз публика вызывала певцов. Мелодии оперы звучали всюду: на улицах, площадях, в тавернах, даже странствующие музыканты исполняли их.

Последнее произведение композитора — «Реквием» (от лат. requiem — покой). Реквием исполняли в церкви в память умершего. Моцарту он был заказан анонимно богатым любителем музыки в честь недавно умершей жены. Но композитору казалось, что он пишет музыку для себя. Это произведение о жизни и смерти, о судьбе человека в мире. Дождаться первого его исполнения Моцарту было не суждено.

Духовным наследником великого композитора считал себя Людвиг ван Бетховен (1770—1828), о котором сам Моцарт сказал: «Придёт время, и о нём заговорит весь мир». Пророчество сбылось.

С 22 лет Бетховен живёт в Вене. Он молод, полон сил, известен, издатели охотно печатают его произведения. Только одно огорчает — всё чаще повторяются приступы страшной болезни: «Мой слух всё более слабеет, ужасный шум в ушах не прекращается ни днём, ни ночью. Я веду жалкую жизнь». И всё же композитор не сдаётся. В годы напряжённой борьбы с самим собой Бетховен создаёт удивительные по силе и красоте произведения: «Соната в роде фантазии» («Лунная») — трогательное повествование о несчастной любви композитора, «Аппассионата», «Крейцерова соната», «Героическая симфония».

Третья («Героическая») симфония навеяна революционными событиями конца XVIII столетия. В ней звучит поступь миллионов, шум улиц и площадей, волнение битв. В центре её — образ неукротимого мятежника, смелого, мужественного человека, которого не сломят никакие удары судьбы.

До конца своих дней Бетховен вынашивал замысел произведения, посвящённого прославлению разума, торжеству и победе светлых сил.

Художественная культура эпохи Просвещения воспринимала идеалы Возрождения и, творчески осмыслив их, утверждала гуманистические ценности Нового времени.

Проверьте себя

  1. Как вы считаете, в чём просветители видели цель и главное назначение искусства?
  2. Подобно литературным героям Возрождения, персонажи многих просветительских романов также отправляются в путь. Что зовёт в дальние страны Робинзона и Гулливера?
  3. Чем различается творчество «живописцев знати» и «певцов третьего сословия»?
  4. Подготовьте сообщение о жизненном пути и творчестве одного из упомянутых в параграфе деятелей искусства эпохи Просвещения.

Подумайте

  1. На автопортрете Хогарта изображены три книги. Авторы двух вам уже знакомы - Шекспир и Свифт. Случайно ли это? Как вы можете объяснить выбор художника?
  2. Предположите, что в произведениях придворных живописцев могли бы высоко оценить современные зрители, а что могло бы вызвать критику.
  3. Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей! Море должно быть имя ему» («Бах» по-немецки - ручей). Согласны ли вы с этим высказыванием?
  4. Какое произведение, упомянутое в параграфе, вы читали? Расскажите о ваших впечатлениях. Что изменилось в вашем отношении к произведению или его героям после изучения темы?
  5. Используя дополнительный материал учебника, охарактеризуйте архитектурные стили барокко и классицизм. Какие идеи эпохи нашли отражение в этих архитектурных стилях? Подумайте, какая музыка могла бы сопровождать ваш осмотр архитектурного памятника стиля барокко или стиля классицизм. Поясните свою точку зрения.

Дополнительные материалы

Архитектура эпохи великих — царствований

В XVII—XVIII вв. в искусстве Европы почти одновременно утверждаются сразу два стиля: пышное барокко и величественный, строгий классицизм, ориентированный на античные образцы.

Стиль барокко, зародившийся в Италии, отличается сложностью, причудливостью и пышностью форм, обилием украшений и деталей. Название стиля могло произойти от португальского слова, означающего жемчужину неправильной, несовершенной формы или от французского — странный, причудливый. Барокко идеально подходит для воплощения величия католической церкви и абсолютизма, не случайно основными заказчиками барочных построек были церковь и короли.

К XVII в. Франция стала наиболее могущественным государством в Европе, с самым большим населением и самой сильной королевской властью. Конечно и внешний облик столицы должен был подчёркивать величие и мощь государства, авторитет правителей. Уже в период царствования Людовика XIII наблюдается подъём придворного искусства, а при Людовике XIV был создан гигантский дворцовый комплекс Версаль, оказавший огромное влияние на развитие градостроительного и паркового искусства многих стран Европы.

Версаль — архитектурный шедевр барокко. Около дворца разбит парк с парадными садами, террасами, бассейнами, живыми изгородями, многочисленной скульптурой и фонтанами, который должен был служить достойным обрамлением для короля, появлявшегося на публике.

Следуя примеру двора, французская знать возводила для себя особняки, преимущественно в Париже. Особое внимание в этих постройках уделялось убранству помещений, которым архитекторы и художники старались придать изящный облик, создавая причудливый, далёкий от реальности мир. Чаще всего в лепнине потолков, резных рамах зеркал и картин, формах мебели, рисунках паркета, росписи сервизов повторялся орнамент, напоминавший прихотливые изгибы раковины (именно это позволило стиль позднего барокко назвать рококо — «раковина»).

Изысканный и аристократический стиль барокко мало отвечал философии мыслителей Просвещения. Призывы Вольтера, Руссо, Локка руководствоваться разумом и моралью, вернуться к природе предопределили для искусства увлечение античностью. В моду входят строгость линий и благородная простота, подражание спокойному величию греческих образцов. Сторонники классицизма в архитектуре отказываются от барочной пышности и берут за образец естественность и гармоничность античных построек: гладкие поверхности, скромный декор, портики и колонны придают зданиям холодноватое изящество.

Наиболее значительным сооружением нового стиля в Париже стало грандиозное здание Пантеона, сооружавшееся более 40 лет. Его постройка связана с правлением Людовика XV. Это крестово-купольное здание, поднявшееся на высоту 117 м, скорее напоминало античный храм, а не церковь, что, вероятно, и послужило впоследствии веской причиной для его превращения в Пантеон — место погребения великих людей.

Характерной же чертой этой эпохи являлось стремление к объединению всех художественных стилей ради достижения наибольшей выразительности. Особенно полно это явление проявилось в Версале Людовика XIV.

В поисках героя

Век Просвещения часто называют веком Вольтера. Самый убедительный образ философа создал Жак Антуан Гудон (1741—1828). За долгую жизнь скульптор изваял более 200 портретов своих выдающихся современников. По словам самого автора, он пытался сохранить и сделать «несокрушимыми образы людей, составляющих славу своего народа».

Вольтер позировал Гудону в 1778 г., незадолго до смерти. Перед нами глубокий старик. Ничего не скрыл и не приукрасил Гудон: старческих морщин, ни ввалившегося беззубого рта. Но не картину безжалостной старости видим мы, а величие духа и силу, которые угадываются в немощном теле. В проницательном взгляде, насмешливой улыбке — торжество человеческого разума.

Рейтинг@Mail.ru