Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 7 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

Заключение

Три века европейской истории — XVI, XVII, XVIII раннее Новое время. Вы увидели, что главным содержанием этой эпохи стало постепенное разрушение традиционного общества и зарождение черт будущего индустриального, время которого придёт в XIX в.

Какие же изменения происходили в духовной жизни людей?

Деятели Возрождения и гуманизма уделяют большое внимание человеку и его земной жизни. Гуманисты пишут о достоинстве человека, верят в его прирождённую доброту, развивают идею о его свободе. Это находит своё отражение и в науках. Постепенно теология уступает господствующее место наукам о природе и человеке.

В XVII в. в Европе началась научная революция: решающими средствами оценки истинности знаний стали разум и эксперимент. Образованные люди начали рассматривать мир как действующую без постоянного вмешательства Бога или нечистой силы машину, научились искать объяснение причин и закономерностей явлений и процессов с помощью математики и законов механики.

Эпоха Просвещения продолжила процесс, начатый Возрождением и гуманизмом. Идеи Просвещения охватили все сферы жизни общества, а идеи верховенства народа и прирождённых прав человека подготовили сознание людей к борьбе против абсолютизма.

Рождение нового европейского общества совпало с реформой церкви, которую учёные иногда называют религиозной революцией. У многих верующих обмирщение сознания и осознание своего достоинства привело к отрицанию роли церкви и священников как посредников между Богом и человеком. Верующие выступают за реформу церкви, за право самим общаться с Богом, молиться и читать Библию на родном языке. Так возникло движение протестантов за реформу церкви. Европа оказалась расколотой религиозными войнами. Но рядом с религиозным фанатизмом постепенно зарождалась идея веротерпимости.

Открытие европейцами Нового Света и Мирового океана привело к встрече различных культур. Великие географические открытия, как вы знаете, диктовались как экономическими, так и научными целями: люди хотели узнать Землю, на которой они жили.

Испанцы, португальцы, англичане, голландцы и французы прокладывают новые торговые морские пути, развивается мировая торговля, начинает складываться мировой рынок. Происходит колонизация Нового Света, и хотя первое поселение англичан было основано ещё в XVI в., по-настоящему обосновываться на новых землях европейцы стали в XVII в.

Открытие Нового Света и первые кругосветные путешествия повлияли и на экономическое развитие европейских стран: привели к перемещению главных торговых путей из Средиземноморья в Атлантический океан. Ведущими торговыми центрами становятся Амстердам и Лондон.

Ввоз в Европу большого количества драгоценных металлов и других товаров привёл к революции цен. Количество денег в обращении резко выросло, и это вызвало рост цен на сельскохозяйственные продукты. В результате понизился жизненный уровень части европейского населения, что привело к движениям протеста. Но тот же приток денег (прибыль от торговли) позволил купцам-предпринимателям увеличить вложения капиталов в торговлю и создание мануфактур. Усиливается дух предпринимательства, традиционные методы ведения хозяйства соседствуют с укрепляющимся капиталистическим укладом.

Под влиянием изменений в экономической жизни меняется и состав общества: растёт численно и усиливает своё влияние на политическую жизнь государства слой предпринимателей-капиталистов, начинается упадок земельной аристократии, становится слабее крестьянство, появляются наёмные рабочие.

Начало капитализма совпадает с появлением современных государств. Именно в это время в Европе складываются прочные абсолютистские государства, имеющие чёткие границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. В границах своего государства абсолютизм мог сдерживать разрушительные войны «всех против всех».

Менялась повседневная жизнь людей: изменялись жильё, одежда, питание. В XVIII в. Европа не переживала таких страшных войн с огромным количеством жертв, как в XVII в., и это привело к росту численности населения, оно увеличилось на 50%. Аграрная революция заставляет крестьян переселяться в города, и количество бедняков, которые не имеют работы, возрастает. Промышленный переворот приводит к быстрому росту фабричного производства.

Общество, где соседствуют огромные богатства и ужасающая нищета, опасно, оно не может быть прочным, в нём вспыхивают движения протеста.

Читая учебник, вы познакомились с историей освободительных движений и революций, которые сотрясали общество в эпоху раннего Нового времени. Причины революций были различны: несовпадение интересов разных слоёв населения, столкновение различных мировоззрений, часто в ту пору принимавших форму религиозных учений, стремление к национальной и государственной независимости. Так было в Нидерландах, в Англии, в английских колониях в Северной Америке и во Франции. Революции начинались тогда, когда правительства запаздывали с реформами. И в этом заключается трагедия эпохи абсолютизма: монархи не могли согласиться с ограничением своей власти, хотя этого требовала сама жизнь. Так уж случилось, что именно в ходе революций в XVII-XVIII вв. в Европе и Северной Америке, пытавшихся утвердить право человека на жизнь, свободу и собственность, закладывались первые камни в будущий фундамент правовых государств, где права личности регламентировались не традициями, а законом.

Вы закончили изучать историю раннего Нового времени и увидели, как изменился человек, его духовная и материальная жизнь. Человек всё больше освобождается из плена традиций, всё самостоятельнее принимает жизненно важные решения и берёт на себя ответственность. Впереди у него XIX век.

Итоговые вопросы и задания

  1. Как вы думаете, почему историю европейского общества с XVI в. стали называть Новым временем?
  2. Какие события являются началом Нового времени?
  3. Почему XVI—XVIII вв. учёные считают ранним Новым временем?
  4. Каково основное содержание истории раннего Нового времени?
  5. Подготовьте электронную презентацию о наиболее важных, на ваш взгляд, исторических событиях, открытиях, изобретениях XVI—XVIII вв.
  6. Заполните таблицу «Основные итоги развития общества в период раннего Нового времени».

Век

XVI

XVII

XVIII

Политическая жизнь

Международные отношения

Экономическая жизнь

Взгляды на мир

Развитие науки и техники

Художественная культура

Рейтинг@Mail.ru