Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 7 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 5. Европейское общество в раннее Новое время

  • Назовите слои населения, жившие в европейской деревне в XIV-XV вв. Каким было имущественное и правовое положение крестьян? Что являлось источником существования для дворянства? Охарактеризуйте городское население и его занятия в эпоху Средневековья.

Рост предпринимательской деятельности, развитие капиталистического хозяйственного уклада меняли состав и занятия европейского населения.

Предприниматели-капиталисты Нового времени.

С развитием предпринимательской деятельности увеличились численность и богатство капиталистических предпринимателей. Они имели своё дело в торговле, промышленности или банковской сфере. Позже, в XIX в., их назовут буржуазией. Само слово «буржуа» появилось во Франции ещё в XII в., так называли почтенных граждан города, владеющих собственностью и ведущих достойную жизнь.

Верхушку предпринимателей к середине XVII в. составляли купцы, ведущие международную торговлю, крупные банкиры и откупщики. Откупщики брали на откуп сбор какой-либо пошлины или налога, они выплачивали вперёд в казну определённую сумму денег, а затем сами собирали налоги и распоряжались собранными денежными средствами.

Вот пример могущественного семейства банкиров Кастанье в эпоху французского короля Людовика XV. Современник писал: «Одни были сборщиками тальи в Каркассоне, другие — управляющими Ост-Индской компании (речь идёт о французской компании. — Авт.), их сыновья и племянники, прежде чем стать министрами, заседали в Тулузском парламенте. В Каркассоне работали мануфактуры Кастанье. В Париже существовал банк Кастанье... В Амстердаме находился банк Кастанье». Они снабжали деньгами закупщиков оружия и давали деньги на организацию колониальных экспедиций.

Крестьянская Европа.

Как и в период Средневековья, в начале Нового времени число городских жителей росло медленно и основная масса населения Западной Европы (9/10) по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством.

С веками менялось и положение крестьян. Если в Средневековье крестьяне в основном были лично зависимы, то к началу Нового времени, с разрушением сеньориальных отношений, в своём подавляющем большинстве они стали лично свободны.

Правда, под влиянием революции цен, уменьшившей доходы дворян, в германских землях пытались лишить крестьян личной свободы и заставить их работать на барщине, но в целом для Западной Европы время крепостничества прошло.

В 1676 г. проповедник в Верхней Австрии так прославлял своё время: «Возблагодарим Бога: нет теперь больше в округе крепостных, и всякий сегодня может и должен служить, где пожелает!»

С развитием товарно-денежного хозяйства многие сеньоры позволяли крестьянам выкупать у них свою личную свободу, однако по обычаю считалось, что земля оставалась в собственности бывшего господина и крестьянин ею пользовался, но не мог распоряжаться (продать, купить без его согласия). Крестьянин получал землю во временное держание, в аренду. За пользование землёй полагалось нести в пользу господина различные повинности, денежные и натуральные. Чтобы получить необходимые деньги, крестьянину всё чаще приходилось обращаться к рынку — продавать свои продукты, а ещё нужны были деньги для уплаты налогов государству и церкви.

Дух предпринимательства подчинял себе и зажиточных крестьян. Они опутывали долгами и разоряли своих менее удачливых соседей, скупали их наделы в общинных полях, использовали наёмных работников — батраков. В их хозяйствах применялись усовершенствованные орудия труда — двухколёсные плуги, сеялки, молотилки. Таких крестьян, использовавших наёмный труд и технику, называют фермерами. В деревне произошло имущественное расслоение: одни крестьяне богатели, другие разорялись.

В целом же в Европе ещё в XVIII в. большинство крестьян обрабатывали землю примитивными орудиями труда, так как железо было дорогим. Пахали сохой, поле боронили и засевали, жатва производилась серпами.

В деревне царили суеверия. Пахать не начинали, пока поле троекратно не обходили вокруг с хлебом и зажжённой свечой. Семена просеивали на волчьей шкуре, проделав в ней обязательно — не больше и не меньше — тринадцать дыр.

Возможно, что испытания, посланные судьбой, выработали у крестьян такие свойства характера, как умение приспосабливаться к обстоятельствам, медлительность в принятии решений, боязнь любых нововведений, упорство в поисках средств существования. Крестьяне Северной Европы, например, были также рудокопами, ткачами, перевозчиками, занимались выплавкой железа и каботажным плаванием, шли в подёнщики. Без дополнительного дохода выжить было невозможно.

Новое дворянство.

Дух предпринимательства затронул и некоторую часть дворянства. Этот процесс можно рассмотреть на примере Англии, где с конца XV в. начались огораживания и всё больше землевладельцев, в основном представителей мелкого и среднего дворянства, вели хозяйство по-новому: превращали пахотные земли в пастбища, для чего захватывали общинные земли; сгоняли арендаторов с их наделов, а для работы нанимали батраков. В условиях оскудения части дворянства (одно из последствий революции цен) продажа шерсти давала возможность разбогатеть. Иностранные путешественники отмечали, что в начале XVII в. треть английской территории занимали пастбища, что стада овец, насчитывавшие тысячи, а то и десятки тысяч голов, бесконечной чередой тянулись по обеим сторонам дороги, простиравшейся от Лондона на север.

Кроме шерсти, эти дворяне также поставляли на рынок мясо, молочные продукты, хлеб и другие продукты питания. Таких дворян стали называть новыми дворянами или джентри. Применяя наёмный труд, они превращались в сельских предпринимателей-капиталистов.

Это изменило и их стиль жизни. Они поддерживали тесные отношения с городскими предпринимателями, вместе с купцами занимались торговлей, вступали с ними в родственные отношения. Стремление к обогащению было столь велико, что попытки королевской власти остановить процесс огораживания ни к чему не привели.

Однако оставалось и старое дворянство (чаще всего это были крупные землевладельцы-аристократы), не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои привилегии.

Рис. Меняльная контора. Голландский эстамп. 1708 г.

  • Определите, представители каких слоев пришли в меняльную контору. Придумайте диалог между менялой и его клиентом. Зачем меняле нужны весы?

Неоднородно было дворянство и во Франции. Существовало старинное родовое дворянство, живущее за счёт доходов от поместий, от службы при дворе и в армии. Короли не жалели для них подарков и пенсий. И всё же были обедневшие семьи из числа тех, кто не служил при дворе, а земли своего домена распродал давно. Их называли «воздушными» дворянами — ведь больше им ничего не принадлежало. Были и дворяне неродовитые, купившие себе дворянские титулы.

Несколько позже, чем в Англии, деловая активность охватила некоторые слои французского дворянства. В XVIII в. среди этих людей можно было видеть пайщиков торговых компаний, откупщиков, предпринимателей, участников создания колониальных поселений.

«Люди с дорожной обочины».

Росло богатство, но рядом с ним росла и бедность. Тяжёлым было положение наёмных работников: чаще всего они попадали в разряд бедноты. Их зарплата была невелика, а причин для того, чтобы впасть в нищету, много: болезни, потеря работы, уменьшение заработной платы, смерть одного из супругов...

Мы можем рассмотреть положение наёмных работников на примере рабочих парижских мануфактур, где трудились мужчины, женщины и дети. Женщинам платили в 2 раза меньше, чем мужчинам, детям — ещё меньше. Заработная плата уменьшалась и в связи с тем, что в Париже было 37 праздников, помимо воскресений и понедельников, когда тол^е не работали. Рабочий день продолжался от восхода до заката солнца, широко применялись всевозможные штрафы и вычеты из зарплаты. Рабочие зачастую должны были жить на самих мануфактурах, за ворота которых они могли выходить только в праздничный день и только для посещения богослужения в ближайшей церкви.

Вместе с тем в раннее Новое время ещё существовала некоторая благотворительность. Своим беднякам город старался помочь, о них пытались заботиться, разрешали просить милостыню у церквей и на рынках. Бедняка жалели, но не презирали, потому что разорение, выгонявшее человека под открытое небо, угрожало всем.

Но если бедняк был чужаком, для него существовал один путь — бродяжничество и нищенство. Жизнь таких людей была адом, зрелище они представляли страшное — толпы грязных оборванцев, покрытых язвами. В городах боялись бродяг, изгоняли их за ворота, но они входили в другие, и совсем избавиться от них было невозможно. Их косили болезни, смерть шла за ними по пятам, однако меньше бродяг и нищих всё равно не становилось.

В XVI в., когда появилась потребность в наёмном труде, толпы бродяг на дорогах вызывали у предпринимателей ненависть. Они видели в них только бездельников, которые могли бы стать дешёвой рабочей силой.

Власти принимали законы о нищенстве, запрещали собирать милостыню на городских улицах. За нарушение — суровая кара. В Германии, в городе Кёльне, бродяга, трижды пойманный за попрошайничество, приговаривался к повешению. В XVI в. в Англии издали такие жестокие законы против бродяг, что народ назвал их «кровавыми»: каждый желающий имел право насильно превратить бродягу в своего работника. Сбежавшего, но пойманного бродягу клеймили.

Был ли выход из такого положения? Каждый искал свой. Некоторые объединялись в банды, занимавшиеся грабежом, пиратством. Другие шли наёмниками на военную службу или нанимались в слуги. Но в слуги шли без охоты, ведь слуга себе не хозяин, днём и ночью он при господине. К тому же слуги были полностью бесправны. Слуга не выбирал себе хозяина — выбирали его. Если же он сам оставлял работу или его увольняли, то попадал в разряд бродяг. Когда на улице хватали девушку, не имеющую работы, ей выстригали волосы на голове и подвергали порке, мужчин же отправляли на галеры.

Зарождающееся капиталистическое хозяйство изменило состав европейского общества, положение и занятия различных слоёв населения. Увеличивается общее количество и богатство предпринимателей-капиталистов, втягивается в предпринимательскую деятельность дворянство, работники освобождаются от личной зависимости.

Проверьте себя

  1. Выпишите термины: а) обозначающие новые занятия; 6) обозначающие новые слои населения.
  2. Как развитие предпринимательской деятельности повлияло на состав общества в городе и деревне?
  3. За счёт каких социальных групп шло формирование буржуазии и наёмных рабочих?

Подумайте

  1. Обсудите в классе, существовала ли связь между Великими географическими открытиями и рождением капитализма.
  2. Какие слои населения не смогли улучшить своё материальное положение в раннее Новое время? Подумайте почему.
  3. Поработайте в парах. Дайте оценку процессу огораживаний. Один из вас должен подобрать доказательства (факты, доводы) в пользу проведения огораживаний, а другой - против этого процесса. Сделайте вывод.

Комиссия по расследованию дел об огораживании. 1517 г.
(На основе королевской грамоты)

В прошлые времена некоторые из наших подданных, не думая ни о Боге, ни о благе нашего королевства, ни о его защите, окружили изгородями и канавами некоторые деревни, хутора и другие места в Английском королевстве, где жили и из года в год прилежно занимались земледелием многие из наших подданных, выгнали и выбросили их из домов, деревень и хуторов, а также принадлежащие к ним поля и земли обратили в пастбище для разведения овечьих стад и другого скота для своей личной выгоды... Вследствие этого деревни, хутора и другие места не только приведены в запустение, но и дома... в них так разорены, что теперь не остаётся от них и следа, и наши подданные, которые там жили и занимались земледелием, доведены до праздности, мачехи добродетелей... и земледелие и скотоводство... прекратились и совсем исчезли в этих местах, и освящённые там церкви и капеллы разорены...

  • Какие последствия для английских крестьян имели огораживания? Как оценивают авторы документа процесс огораживаний? Чем можно объяснить такую оценку королевских чиновников?

И дворянам случалось бедствовать

Современники писали о дворянах, которым приходилось самим обрабатывать поле или заниматься ремеслом. Так, представитель одного из древних, но обедневших родов в Оверни (провинция во Франции. — Авт.) шевалье де Прад вынужден был заниматься ремеслом угольщика. Он добывал древесный уголь и сам же развозил его для продажи. Шевалье нагружал на осла корзину с углём, а также вешал ему на шею свою шпагу. Прибыв к городской заставе, дворянин надевал шпагу и совершал торжественный въезд в город, держа руку на эфесе почётного оружия.

Собрание провинциальных штатов становилось праздником для этой разорившейся знати — тогда можно было на парадных обедах вознаградить себя за долгие дни питания всухомятку, по-крестьянски.

Рейтинг@Mail.ru