>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник для 7 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

   

От Средневековья к Новому времени

  • Объясните название «Средние века» (Средневековье).

Понятие о Новом времени.

Вы уже знаете о жизни людей в эпоху Средневековья. В те времена люди жили в условиях традиционного общества. В таком обществе духовные ценности, образ жизни, организация трудовой деятельности передаются почти без изменений от поколения к поколению в течение длительного времени. В нём преобладает сельскохозяйственное производство, в котором занято почти всё население; господствует натуральное хозяйство; существует сословное неравенство, закреплённое законом; личность полностью подчинена обществу (государству); неограниченная власть принадлежит обожествляемому монарху; органы власти и управления регулируют общественную и культурную жизнь в соответствии с традициями. Одним словом, люди живут так, как жили их предки.

В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история. В этот период происходит постепенное разрушение традиционного общества. Сам термин «Новое время» появился впервые среди гуманистов в Италии в XV в. Для них новым временем, временем расцвета интереса к античному наследию, светской литературы и искусства стала их современность. Люди хотели подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов» (явления, происходящего не только в Италии, но и в других странах Европы). Что же дало им повод для такого противопоставления?

Вчерашние люди Средневековья обратились к достижениям древней античной культуры, их стали интересовать человеческие, земные радости. Вместо постоянной заботы верующего о мире вечном (загробном) на первый план выходит стремление к жизни земной и к посмертной славе. Зарождалось новое видение мира. Но прежде всего усилился интерес к человеку, ибо только он «наделён разумной душой». Европейцы стали чаще покидать родные места и даже отправляться в неизведанные края, и не только по соображениям хозяйственной выгоды, но и из одного только любопытства, интереса к неизвестному.

Огромные изменения происходят и в хозяйственной жизни, на смену натуральному хозяйству приходят рыночные отношения.

История Нового времени и Новая история — синонимы, обозначающие в современной науке исторический период с конца XV — начала XVI в. Однако по вопросу конкретных дат начала Нового времени среди учёных существуют разные точки зрения. Здесь называются 1485 г. — конец Войны Алой и Белой розы и начало правления Тюдоров в Англии; 1492 г. — открытие Колумбом Америки; 1517 г. — начало Реформации. Но в любом случае это рубеж XV—XVI вв. — время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Начало Новой истории не имеет точной даты: числа, месяца, года. Нельзя назвать какое-либо конкретное событие и воскликнуть: «Наступило Новое время!» Переход от Средневековья к Новому времени шёл постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества — его мировоззрении, культуре, экономической и политической жизни, повседневности — существовали рядом с сохранившимися чертами традиционного общества. Завершается Новое время в начале XX в.

В XVI—XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники начинается уже в XIX в., который назовут индустриальным (от лат. industria — деятельность), и общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами будет развиваться техника.

В этом году вы станете изучать Новую историю от начала XVI до конца XVIII в.

Человек Нового времени.

В чём же заключалась новизна? Как мы отмечали, уже в XV в. в Западной Европе начался закат Средневековья. Господствующее традиционное общество претерпевает значительные изменения и постепенно разрушается.

Ещё в XII в. в одной из французских книг приводилось четверостишие:

        Молиться — клирика удел.
        У рыцаря иных нет дел,
        Как чтить других и защищать.
        Крестьянам надлежит пахать.

Такое сословное общество считалось незыблемым.

Однако в реальности уже в эпоху Средневековья сословный строй был более сложным: в нём появляется новый тип личности — человек, который почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности, способность принимать решения и нести за них ответственность. Это и был человек Нового времени. Чаще всего эти люди происходили из незнатных слоёв общества — из среды разбогатевших крестьян, ремесленников, купцов. Были среди них и представители городской верхушки — юристы, банкиры, а также небогатые дворяне. Всех их, столь разных по происхождению, объединяло одно — желание разбогатеть. Они говорили: «Богатство должно сделать нас свободными и независимыми, оно должно привлечь к нам друзей, сделать нас уважаемыми и знаменитыми». Для достижения этой цели следовало проявить активность, начать делать что-то самому — заняться торговлей, предпринимательством, поступить на государственную службу, в армию — одним словом, принять решение и добиться его осуществления. Такие люди обладали предпринимательским духом, не боялись рисковать. Среди них были и те, кто стремился разбогатеть, а затем отойти от предпринимательской деятельности, «уйти на покой», вложить деньги в банк и жить на проценты. Но уже тогда появился слой предпринимателей, чей образ мыслей наиболее полно раскрывают слова немецкого купца и банкира Якоба Фуггера: «Я хочу наживаться, пока могу».

Что связывает нас с Новым временем.

Новая история охватывает сравнительно недавнее прошлое. Жизнь людей этого времени можно изучать не только по данным археологических раскопок и древним летописям, но и по сохранившимся памятникам материальной и художественной культуры, окружающим нас в повседневной жизни. Облик современных городов чаще всего формировался в Новое время, оттуда же берут своё начало окружающие нас предметы домашнего обихода, некоторые образцы нашей одежды, мебели.

В Новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наши дни. Тогда же были написаны первые конституции.

Многие произведения писателей Нового времени вы изучаете или будете изучать на уроках литературы, многие из них экранизированы, их сюжеты легли в основу известных фильмов, которые вы могли видеть. Картины и скульптуры этой эпохи близки вам и понятны.

Этот учебник познакомит вас с важнейшими событиями начала Нового времени. Каждая его страница — это рассказ о жизни людей. Что-то покажется вам интересным и достойным подражания, что-то — жестоким и пугающим, а какие-то события и поступки позволят извлечь уроки для себя. Читая учебник, постарайтесь выделить в нём главное, а возникшие у вас вопросы обсудите с учителем, одноклассниками и родителями.

Проверьте себя

  1. Когда и в связи с чем появился термин «Новое время»?
  2. Почему нельзя считать какое-либо конкретное событие началом Нового времени?
  3. Укажите хронологические рамки Нового времени.
  4. Какие явления свидетельствуют о кризисе традиционного общества в XVI в.?
  5. Какими чертами обладал человек Нового времени?

Подумайте

  1. Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества? Для ответа используйте прочитанные вами художественные произведения, кинофильмы, интернет ресурсы и другие источники.
  2. Обсудите в классе: что связывает современных людей с Новым временем?
  3. Поработайте в парах. Отберите информацию из учебника о качествах человека Средневековья и Нового времени. Определите наиболее характерные качества. Дайте оценку двум типам личности. Могли бы вы подружиться с человеком Средневековья? с человеком Нового времени? Объясните почему.

Рейтинг@Mail.ru